В документах устанавливается единый понятийный аппарат, определяются права и обязанности операторов платформ, владельцев пунктов выдачи заказов, продавцов, покупателей и исполнителей работ, считает Максим Решетников, глава Минэкономразвития РФ. «Они во многом вдохновлены уже действующим ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (Закон о торговле), — указывает Екатерина Усова, юрист коммерческой практики ALUMNI Partners. — И все – направлены на защиту экономически более слабой стороны отношений: в законе о торговле — поставщиков, в новых законопроектах — партнеров (продавцов), обеспечение не дискриминационных условий и запрет навязывания невыгодных условий контрагентам. Новые документы призваны не только устранить правовую неопределённость в отношениях между цифровыми платформами и их пользователями, но и вводят правила игры, которые бизнес давно ждал. Например, были услышаны онлайн-продавцы, недовольные включением их товаров в акции по инициативе платформ – это важно, поскольку теперь можно установить запрет. Новые законопроекты – амбициозная попытка создания правовой основы для регулирования цифровой реальности. Подобно тому, как Закон о торговле в своё время изменил правила игры в рознице, эти документы могут стать поворотным моментом в развитии цифровой экономики России».
Принятие законопроектов в третьем чтении может стать важным этапом в «платформенном» регулировании, поддерживает Елизавета Вихлянцева, юрист VEGAS LEX. «Ключевым шагом к формализации рынка, на наш взгляд, является создание федерального реестра посреднических цифровых платформ и установление государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в этой сфере, — добавляет г-жа Вихлянцева. — В том числе, введение обязательного обмена данными с налоговыми органами. В результате внедрения новых правил, платформа переходит из «серой зоны» в регулируемую и зрелую экосистему. Именно такой подход должен способствовать повышению защищённости потребителей и улучшению стандартов работы маркетплейсов. Однако одновременно может привести и к увеличению операционных и юридических издержек для участников рынка».
Источник: CRE
Прямая речь
Евгений Этин, директор по связям с государственными органами объединённой компании Wildberries и Russ:
— С нашей точки зрения, текущая редакция законопроекта во многом сбалансирована регулятором, учитывает интересы всех сторон платформенного бизнеса и позицию участников рынка, и, кроме того, призвана ввести единые стандарты для отрасли, что позволит работать платформам и их партнерам в едином регуляторном пространстве.В целом законопроект направлен на развитие цифровых платформ, а значит – на расширение возможностей потребителей в части удобного и быстрого выбора товаров и услуг из огромного ассортимента в одном месте и получения доставки на дом или в ПВЗ в шаговой доступности.
Законопроект учитывает и то, что более 80% продавцов маркетплейсов — представители МСП, не представленные на полках федеральной и даже региональной розницы. Более того, на наш взгляд, документ справедливо распределяет ответственность между всеми участниками процесса — в частности, продавцом и площадкой: каждый из них в части требований к размещению предложений о товарах отвечает за тот объём действий, который от него требуется.Обеспечивая сбалансированные условия для игроков рынка и сторон платформенного бизнеса, текущая редакция законопроекта отражает, кроме того, сбалансированный подход регулятора и в части срока вступления закона в силу — последнее позволит платформам и их партнёрам планомерно подготовиться к реализации всех требований, влекущих изменения в бизнес-процессах.
Источник: Boxberry
В изменениях, кроме того, предусмотрено закрепление за интернет-оператором обязанности обеспечения технической возможности предъявления требований потребителя к продавцу или исполнителю услуг о возврате уплаченных денежных средств и возмещении убытков, перечисляет Андрей Шувалов, старший директор, руководитель департамента маркетинговых исследований и разработки концепций торговой недвижимости CMWP. Принятие новых законопроектов, очевидно, повлияет на бизнес-модели агрегаторов, в рамках которых вероятны пересмотры комиссионных схем, форматов взаимодействия с самозанятыми и микробизнесом, подходов к хранению и использованию данных, добавляет Леонид Волох, соучредитель Lynks | Maris. Начнётся и «приземление» цифровых сервисов в зону классических отраслевых нормативов — с требованиями к прозрачности, равным условиям для предложений и, возможно, антимонопольным ограничителям. Кроме того, документ может повлиять напрямую на платформы, представляющие недвижимость, такие как «ЦИАН» и «Авито». Хотя законопроект пока не раскрывает специфику площадок объявлений, очевидно, что, в случае принятия, действие будет распространено и на эти ресурсы, подчёркивает г-н Волох. «Государство вообще даёт понять, что видит e-commerce не просто как бизнес, но инфраструктурную отрасль, требующую соблюдения баланса интересов между потребителями, продавцами и платформами, — размышляет Леонид Волох. — Электронная торговля и шаговая доступность ПВЗ, с одной стороны, ведь стали настоящим спасением для потребителей и поставщиков из отдалённых уголков страны, предложив более привлекательные цены, чем привычные магазины. Но, конечно, у этой медали есть и другая сторона: если раньше основу прибыли традиционных продуктовых сетей составляли товары с длительным сроком годности, позволявшие держать низкие цены на продукты первой необходимости, то сегодня эта категория мигрировала на маркетплейсы. В итоге сетевые точки вынуждены увеличивать наценки на повседневные продукты, что бьёт по карману покупателей. «Каменная розница» теряет трафик, а ведь за ритейлерами – огромные пулы недвижимости с банковскими кредитами, и история знает немало примеров громких банкротств крупных торговых сетей».
Источник: NF GROUP
Прямая речь
Андрей Шарнонов, председатель наблюдательного совета Ассоциации цифровых платформ:
— Законопроект о платформенной экономике имеет огромное значение, учитывая эффект, который оказывают платформы на экономическое развитие страны. Мы рассматриваем текущую версию текста как сбалансированную регулятором и учитывающую интересы, как самих платформ, так и других сторон платформенного бизнеса.
Принятие документа может способствовать дальнейшему развитию платформенной экономики, что, в свою очередь, позитивно скажется на потребителе — его возможностях как выбора товаров и услуг, так и скорости, удобстве и вариативности их получения. Чёткие правила и распределение ответственности между сторонами платформенного бизнеса позволят, по сути, укрепить отношения между ними, введя необходимые требования.
Стоит помнить о том, что традиционную розницу регулирует закон о торговле — оффлайн-ритейл имеет свою специфику, отличную от реализации товаров и услуг на цифровых платформах. Соответственно, и законопроект о платформенной экономике оказывает влияние на дальнейшее развитие e-commerce, а не торговых сетей.
Ну а что касается вопроса уплаты налогов, то маркетплейсы уже находятся под налоговым контролем наравне с традиционными ритейлерами. Особенность в том, что сами продавцы на платформе представлены субъектами МСП, ввиду чего более активно применяют специальные налоговые режимы (УСН, НПД). При этом благодаря платформам стабильно растет число МСП в стране, что приводит к повышению объема отчислений в бюджет. И даже учитывая это – сами платформы остаются одними из крупнейших налогоплательщиков в России.
Резюмируя – повторюсь, что цифровые платформы и традиционная розница работают по разным бизнес-моделям. Развитие рынка электронной торговли и его участников обуславливается вкладом последних в развитие собственной логистической инфраструктуры — ведь чем ближе к продавцу склад, тем меньше расходы на логистику. И, например, для местных продавцов маркетплейсы являются значимым каналом продаж — не только в другие регионы России, но и на международный рынок. Понимая это, маркетплейсы активно вкладываются в складскую инфраструктуру. Мы считаем, что после принятия законопроекта этот приоритет сохранится, поскольку развитие складской инфраструктуры остаётся ключевым фактором для развития предпринимательства в регионах и ускорения логистики.
Источник: Авито
Пошли пятнами
Алексей Ефимов, генеральный директор IBC Real Estate, называет новые законопроекты «большой инициативой Минэкономразвития РФ, которая разрабатывалась на протяжении года». «Ожидается, что в этом году они будут приняты, но есть аспекты, которые требуют уточнения, — продолжает он. — В итоге законодатели решили отложить вступление в действие до 2027 года, что предполагает значительное количество дальнейших поправок и дополнений. Да, в первую очередь, законопроект нацелен на то, чтобы обезопасить потребителя. При этом в документе – множество вопросов, которые касаются маркетплейсов, выступающих информационными посредниками между потребителями и селлерами. Их рассмотрение необходимо для обеспечения безопасности покупателя и высокого качества предоставляемых услуг».
Важной частью новых документов Алексей Ефимов считает вопрос о платформенной занятости: маркетплейсы уже стали одними из ключевых игроков экономики, и привлекают всё больше рабочей силы. Ещё одной наболевшей проблемой, как и другие собеседники CRE, эксперт называет систему скидок на маркетплейсах. «Благодаря ей игроки обеспечивают наиболее привлекательные цены и значительно затрудняют конкуренцию оффлайн-рознице, — напоминает г-н Ефимов. — При сохранении ключевого конкурентного преимущества, электронные площадки смогут удержать высокие темпы роста, и наращивать базу лояльных покупателей в долгосрочной перспективе. В текущих версиях законопроекта этот аспект практически не освещен».
Андрей Шувалов, в свою очередь, убеждён: в стране «начинается контроль за качеством товаров и услуг». «По сути – борьба с контрафактом, включая и пресечение производства, и распространение и продажи поддельной продукции, – поясняет г-н Шувалов. – Это выравнивает условия работы оффлайн и онлайн, конкурентную среду, повышает уровень доступности товаров, работ и услуг».
Источник: CRE
Прямая речь
Борис Кац, председатель совета директоров АО «Планета увлечений (сеть хобби-гипермаркетов "Леонардо"):
— К сожалению, торговые центры и сети по продаже непродовольственных товаров не имеют скоординированного и грамотного GR и PR ресурса. И очередной этап «битвы про законы» вчистую выигран маркетплейсами. Проект написан под их интересы, и на 97% отражает то, что они хотели там увидеть. Кроме того, даже этот мягкий и беззубый закон должен вступить в силу только в 2027 году.
Документ закрепляет существенные отличия маркетплейсов от всей остальной торговли, и законодательно бетонирует эту особую роль. Поток контрабанды через маркетплейсы будет расти, а мы продолжим терять сети, отдельные магазины и торговые центры. Бюджет – доходы, и встанет вопрос про очередное повышение платежей с тех, кто виден на радарах и никуда не денется – в том числе, с торговых центров. Очень сильный удар придётся и по российской промышленности.
Ну и в проекте закона так элегантно написана статья про штрафы – про их однократность за каждое нарушение, что маркетплейсам 1 января каждого года будет выгодно заплатить все штрафы на год вперёд: сумма, очевидно, будет меньше, чем годовая зарплата GR -директора.
Что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию:
1. Снизить лимит по УСН до 20 млн рублей
2. Ввести правило, что УСН не применяется при торговле импортными товарами. Торговля импортом – только с уплатой НДС (данная мера будет ещё поддержкой российского производства)
3. Ввести доплату ЕСН ии НДФЛ (30% +13%) в случаях, когда юридическое лицо нанимает самозанятых
4. Ввести солидарную ответственность маркетплейсов за нарушение в области товарных знаков и авторского права.
Алексей Ефимов констатирует: принятие законопроектов не окажет значительного влияния на темпы роста маркетплейсов. Документы направлены на регулирование отношений между операторами посреднических цифровых платформ, их партнёрами и пользователями, и в их рамках не предполагается жёсткого регулирования онлайн-игроков, поясняет эксперт. Не является целью новых законопроектов и «налоговое и ценовое равноправие».
Источник: IBC Real Estate
Леонид Волох парирует: сценарий «налогового и ценового равноправия» между онлайном и оффлайном становится всё-таки более реалистичным. Он напоминает, что одна из ключевых претензий оффлайн-ритейла заключалась как раз в том, что маркетплейсы и агрегаторы априори играют по другим правилам, чем «каменная розница» — от режима налогообложения до формата трудовых отношений. «Так, например, пункты выдачи заказов принадлежат индивидуальным предпринимателям, работающим по упрощенной системе налогообложения, а курьеры — оформлены как самозанятые, — продолжает эксперт. — Но представьте, что было бы, если бы отделения «Почты России» регистрировались на ИП, а почтальоны — работали как самозанятые, в то время, как маркетплейсы, напротив, содержали сотрудников ПВЗ и курьеров на общей системе налогообложения? Была бы тогда «Почта России» убыточной, а лидеры-маркетплейсы — прибыльными? Если часть этих противоречий будет устранена, это даст традиционному ритейлу шанс на восстановление конкурентных условий, особенно в регионах. Но – не означает автоматического массового возвращения покупателей. Онлайновые сервисы выигрывают ведь уже не только за счёт цен, но ввиду удобства, логистики и ассортимента. Так что оффлайну придётся не «ждать справедливости», но и адаптироваться — например, усиливать клиентский сервис».
Елизавета Вихлянцева также полагает, что введение единых правил всё-таки может способствовать снижению разрыва между онлайн и оффлайн- ритейлом в части налогового режима и ценообразования. «Обеспечение налоговой прозрачности должно быть достигнуто за счет автоматического обмена данными с налоговыми органами, что, как ожидается, значительно снизит использование схем «самозанятых» и уклонения от уплаты НДС, — сообщает она. — Но соглашусь: маловероятно, что оффлайн-ритейл сможет вернуть все утраченные преимущества, поскольку интернет-торговля продолжит ещё долгое время оставаться сильным и конкурентоспособным игроком. Это обусловлено и постоянным развитием цифровых технологий, и изменением потребительских предпочтений в пользу удобства и скорости получения товаров и услуг через электронные сервисы».
Источник: Авито
Кроме того, в итоговой формулировке законопроектов отсутствует прямое упоминание возможности оператора снижать цену за свой счет, в то время, как первоначальная редакция её предусматривала, добавляет Екатерина Усова. «Таким образом, в отсутствие специальных норм для ситуаций, когда скидка предоставляется за счёт самой платформы, последняя сохраняет свободу устанавливать скидки за свой счёт, если иное не предусмотрено договором, — размышляет г-жа Усова. — Да и в целом можно сказать, что риски злоупотреблений со стороны платформ и нарушения равенства участников сохраняются. Для оффлайн-продавцов это означает, что те проблемы, с которыми они сталкивались всё это время, а именно – существенный разбег цен в оффлайне и на платформах, по сути, не решены. Ну и говоря о той самой мечте отдельных игроков о «налоговом и ценовом равноправии» между онлайн и оффлайн – документы дают возможность оптимистично предположить, что если она и не сбудется мгновенно, то, как минимум, обозначатся пути достижения такого равноправия. Но – всё же не с помощью фискальных инструментов, а через регулирование поведенческих практик платформ». «Полностью уравнять налоговые и ценовые условия между онлайн и оффлайн-ритейлом практически невозможно, – соглашается Станислав Ахмедзянов, управляющий партнер IBC Global. – Онлайн уже давно сократил цепочку поставок и работает более эффективно. Но «каменная розница» получит шанс хотя бы частично восстановить утраченные позиции, что для некоторых интересантов уже можно назвать хорошей новостью».
Источник: IBC Real Estate
Прямая речь
Александр Перемятов, президент Magic Group, создатель федеральной сети SLAVA concept:
— Конечно, бизнес-сообщество, специализирующееся на оффлайн-торговле, возлагало большие надежды на этот закон, чем они оправдались в той редакции, в которой он сформулирован, и какая была в первом чтении принята.
Во-первых, срок вступления в действие – 2027 год, а это очень далеко, с учётом того, как оффлайн-ритейл страдает уже сейчас. Во-вторых, на мой взгляд, не решены ключевые вопросы, а именно – борьба с контрафактом и регулированием цен. Пока можно говорить о том, что цель добиться равновесного отношения к оффлайну и онлайну – не достигнута.
Источник: Модуль
В вашей логике
Именно игроки e-commerce уже несколько лет «пылесосят» и большую часть складских и логистических мощностей в России. Однако принятие «платформенных» законопроектов на складском сегменте не отразится, убеждён Алексей Ефимов. Крупнейшие представители онлайн-ритейла – маркетплейсы – продолжат развиваться и наращивать площади.
Леонид Волох парирует: замедление развития e-commerce вероятно, и напрямую скажется на рынке складов и логистики, особенно на сегменте last mile и light industrial. «В последние годы склады и сортировочные центры «бумили» ведь как раз на фоне высокой инвестиционной привлекательности e-commerce, и, если регулирование начнёт сдерживать рост прибыли платформ, это снизит и темпы развития, — продолжает г-н Волох. — Тем не менее, рынок складской недвижимости уже вошел в фазу зрелости, и спрос формируется не только маркетплейсами, но и B2B-платформами, «фармой», FMCG и производственными кластерами. Поэтому критического торможения не произойдет, но темпы, скорее всего, будут умеренными, а фокус — сместится в сторону оптимизации логистики, повышения энергоэффективности и автоматизации». Станислав Ахмедзянов поддерживает: введение новых правил игры неизбежно замедлит инвестиции в секторе, поскольку снижает маржинальность операторов, и рост инфраструктуры перейдёт в «режим умеренного развития».
Источник: NF GROUP
Прямая речь
Анна Холод, заместитель директора по аренде и маркетингу Instone Development:
— Принятие нового закона существенно повысит прозрачность и предсказуемость операций в ритейле, особенно для крупных игроков: ритейлеры смогут оперировать в рамках чётко закреплённых и одинаковых для всех платформ правил, что уменьшит риск неожиданного изменения условий сотрудничества или одностороннего введения штрафных санкций со стороны маркетплейсов.
При этом усиливаются обязательства в части контроля качества продукции, соблюдения стандартов хранения, маркировки и санитарно-технических норм, что требует от бизнеса инвестиций в модернизацию инфраструктуры и автоматизацию складских процессов.
Рост требований к платформам может опосредованно затормозить инвестиции в расширение логистической инфраструктуры — в случае, если площадки будут вынуждены перераспределить значительные ресурсы, например, на перестройку IT-систем для соответствия новым требованиям (каналы коммуникации, рассмотрение споров в рамках платформы, проверка новых партнёров, интеграции с различными системами), соглашается Екатерина Усова. «А вот рост спроса на качественный фулфилмент, обусловленный повышенными требованиями к логистической инфраструктуре и пунктам выдачи заказов (ПВЗ), очевидно повлечет за собой расширение сотрудничества с сертифицированными складами», — полагает Елизавета Вихлянцева.
Источник: CRE
Издание дополненное
В сегодняшней версии документов не до конца решены сразу несколько важных вопросов, резюмирует Леонид Волох. «Например, кто и в каких случаях несёт ответственность перед потребителем: сам продавец, агрегатор или логистический партнер? — перечисляет эксперт. — Это особенно критично для сегмента доставки и FBO-схем. Кроме того, не определены статус и уровень защиты самозанятых и курьеров, которые сегодня находятся в «полусерой» зоне». «Авторы не учли необходимость детальной регламентации взаимодействия платформ с региональными партнерами и не определили чёткие рамки ответственности маркетплейсов за качество товаров и услуг, как это ярко показала ситуация с «палью», — рассуждает Станислав Ахмедзянов. — Введение правил требует максимальной детализации, вплоть до создания отдельного свода норм, иначе неопределенность приведет к серьёзным сбоям и проблемам для регионального малого и среднего бизнеса».
Если же говорить о защите интересов продавцов, нужны чёткие положения, касающиеся предоставления скидок на товары за счёт платформы – включение в законопроекты нормы, предусматривающей ограничение размера таких скидок и/или частоты их применения, особенно, если это влияет на рейтинг, выдачу или иные показатели внутри площадки, считает Екатерина Усова. «А если я смотрю на документы, как обычный потребитель, то обращаю внимание на не включение в итоговую редакцию положений о том, что карточки товаров, на поисковую выдачу которых происходит влияние вследствие оказания оператором на возмездной основе услуг, влияющих на выдачу, должны быть обозначены, — уточняет эксперт. — С тем, чтобы исключить их смешение с карточками товаров, представленными в поисковой выдаче органически. Если бы это было реализовано, то, возможно, позволило бы мне и другим пользователям иначе оценивать результаты выдачи».
Елизавета Вихлянцева предлагает рассмотреть и внедрение модульного подхода к платформам различных секторов, предусматривающего выделение отдельных требований для маркетплейсов, агрегаторов, сервисов заказа еды и такси. «Это позволит учесть специфику каждого вида деятельности, — поясняет г-жа Вихлянцева. — А в целях поддержки МСП и самозанятых — всё-таки целесообразно ввести переходный период до 2028 года (в случае вступления закона в силу с 01.03.2027) и обеспечить возможность субсидирования затрат на соблюдение нормативных требований (compliance)».