




Алексей Бездеткин, коммерческий директор Boxberry:
- Маркетплейсы перестали быть просто площадками для онлайн-торговли, они превратились в полноценные экосистемы с собственными банками, ИТ-разработками, франшизными пунктами выдачи заказов. За ними постепенно подтягиваются и другие площадки. Например, Авито постепенно уходит от формата классифайда, и тоже превращается в своеобразный маркетплейс. Эта тенденция в целом позитивно сказалась на e-commerce: в регионах активнее развивается малый бизнес (на рынок выходят новые селлеры, мелкие перевозчики, франчайзи), идет строительство терминалов, появляются новые опции для логистов.



Константин Калякин, руководитеь направления аналитических исследований СберАналитика:
- В сегменте продуктов питания рост онлайн-продаж составляет 15% против 2% – в традиционном ритейле, но при этом доля e-commerce остается небольшой, достигая примерно 10% от общего оборота.
Схожая картина в общественном питании и фэшн-сегменте: онлайн активно растет, но занимает небольшую долю в общем.
А вот в сегменте красоты и здоровья рост онлайна ниже, чем рост физических точек, но при этом сегмент в целом не показывает бурного развития.
В сегменте развлечений и кино доля транзакций онлайн в отличие от других сегментов высока – порядка 40%.

Станислав Пятецкий, генеральный директор ИТ-интегратора AWG:
- В условиях жесткой конкуренции розничные сети стремятся не только удовлетворять запросы клиентов, но и предвосхищать их ожидания. Поэтому ритейлеры уделяют все больше внимания омниканальным стратегиям, объединяя различные каналы продаж для эффективного взаимодействия с покупателями: онлайн, оффлайн, маркетплейсы и службы доставки. Современные потребители требуют мгновенных ответов и быстрой доставки, поэтому компании разрабатывают чат-ботов, запускают мобильные приложения, создают собственные ПВЗ и маркетплейсы.
Среди новых тенденций можно выделить увеличение присутствия в регионах, развитие в B2B-сфере и создание собственных и отраслевых маркетплейсов. С ростом конкуренции и рекламных затрат, компании все больше нацелены на максимизацию LTV через построение долгосрочных отношений с клиентами. В ответ на текущие вызовы бизнес активно интегрирует современные технологии и следует трендам: использует ИИ для служб поддержки и персональных рекомендаций, применяет технологии AR и VR, создает метавселенные для привлечения молодого поколения. Развивается и омниканальный подход, где социальные сети играют важнейшую роль, особенно для поколения Z. Покупатели предпочитают общаться с брендами через мессенджеры, такие как WhatsApp и Telegram, где популярны чат-боты.
В B2B-секторе также наблюдается тенденция к формированию долговременных взаимоотношений с клиентами. Так, например, все большую популярность набирают подписные сервисы, предлагающие регулярные поставки товаров: продуктов питания, расходных материалов, косметики и одежды. Такая модель подписки, применяемая в интернет-магазинах, позволяет компаниям предоставлять товары или услуги на постоянной основе, что ведет к стабилизации дохода и укреплению клиентской лояльности.


Источник: CRE
Иван Ишуткин, руководитель направления грузовых перевозок в Яндекс Доставке:
- Маркетплейсы остаются главным драйвером развития онлайна в России: разнообразие товаров и удобная доставка привлекают все больше покупателей.
Растет количество заказов с экспресс-доставкой: всё больше покупателей хотят получать свои покупки в тот же день. Клиенты стремятся к быстрому доступу не только к готовой еде и продуктам, но и ко всем категориям товаров.
При этом сегодня на рынке одновременно присутствуют два разнонаправленных тренда: желание покупателей получать заказы как можно быстрее и дефицит рабочей силы, который влечет за собой повышение дохода курьеров и, соответственно, стоимости доставки для конечного покупателя.
Кроме того, происходит постепенное устаревание автопарка и удорожание обслуживания транспортных средств. По этой причине компании стремятся бережнее использовать свой автопарк и, тем самым, продлить машинам срок эксплуатации.
Современная логистика также формируется под влиянием возрастающих запросов потребителей. Покупатели привыкают к возможности оформить и получить товары на дом в течение нескольких дней или часов. Важным элементом логистики является “последняя миля”. И это уже не просто последнее плечо доставки, но ключевой элемент логистики, который значимо влияет на впечатление клиентов от предоставляемого бизнесом сервиса. При этом покупатели все еще не готовы доплачивать за быструю доставку на постоянной основе, поэтому им важна вариативность сценариев доставки: экспресс-доставка, доставка до ПВЗ или постамата, опция самовывоза. Если компания предлагает только один сценарий доставки и не делает процесс доставки прозрачным, это может сказаться на удовлетворенности клиентским сервисом.
В условиях растущих затрат на логистику компании все чаще обращаются за помощью в организации и построении логистических процессов к внешним поставщикам услуг — логистическим партнерам или платформам, которые не только помогают со стандартными сценариями доставки последней мили, но и умеют справляться с более сложными задачами — например, с федеральными грузоперевозками. Процессы включают в себя полный цикл планирования и организации логистики, выбор оптимального логистического решения; лизинг или подбор авто в больших объемах под регулярные или ad hoc задачи; а также отслеживание перемещения водителей и курьеров, прозрачную отчетность.



