

Михаил Гончаров, основатель сети ресторанов «Теремок»:
- Утверждение об острой нехватке каких-то концепций весьма спорное и теоретическое. Создание же сети бюджетных заведений – гораздо более сложный процесс, чем открытие мишленовского ресторана. Именно поэтому много таких сетей быть просто не может, тем более, в России, с полным отсутствием школы менеджмента этого бизнеса. Я бы скорее поверил в маленькие, независимые кафе по европейско-американскому образцу, хозяин которых не инвестор с Кипра или владелец недвижимости, а реально работающий участник процесса. Но и на таком пути много препятствий, от нехватки денег до отсутствия опыта. Оба пути могут развиваться только органично и только постепенно. В вариант же «озолотиться» я вообще не верю, напоминает про более сладкий виноград с другого склона горы.
В целом же, все проекты перспективны, от вьетнамской кухни до русских пирогов, если они находят баланс затрат и доходов, нишу для потребителя. Но более дешевый сегмент сложен тем, что низкая цена требует для окупаемости кратного (!) роста посещаемости. Грубо говоря, при чеке 1000 рублей вам достаточно 200 человек в день, а с чеком 300 рублей уже 2000 человек в день нужно. Вариант получить в новой и неизвестной концепции 2000 человек в день – это нереально тяжелая задача, и отрезвление наступает довольно быстро. В Москве запускали, как минимум, три концепции таких столовых с низким чеком, красивым брендом и мощными инвестициями. Все три потеряли миллионы, если не десятки миллионов долларов, и закрылись.
Источник: CREСергей Назарцев, основатель и директор компании КИТКРАФТ (занимается проектированием и оснащением предприятий общественного питания с 2000 г):
- Любые эконом-форматы последние два года на волне, но в Петербурге, например, нехватки таких заведений нет. Самой успешной же «доступной сетью» я вообще считаю «Токио-сити», бистро, которое успешно маскируется под ресторан. Что касается профессионального оборудования, то особенных отличий с другими форматами нет и здесь, разве что всё рассчитано на более быструю раздачу готовых блюд.
Источник: CRE
Евгения Махнева, основательница консалтинговой компании для собственников и управленцев в ресторанном бизнесе Management Factory:
- Столовые, блинные и чайные в Санкт-Петербурге очень распространены. В Москве подобным заведениям сложно расти из-за высоких арендных ставок, которые делают развитие нерентабельным.
Однако в Москве, например, есть спрос на формат “фаст-кэжуал”, который предполагает наличие посадочных мест, например, сеть блинных “Теремок”. Среди успешных проектов “доступного питания” можно так же выделить “Крошку-картошку” в Москве и сеть чебуречных “Брынза” в Питере.
Кроме того, на фоне высоких для развития сетей столовых, блинных и чайных ставок аренды в Москве активно развивается другой формат – dark kitchen: кухни, готовящие только на доставку. Они как раз и закрывают теперь потребности клиентов, которые могут ходить в столовые, но всё чаще отдают предпочтение доставке, предлагающей блюда по доступным ценам.