Георгий Кузин, эксперт по коммерческой недвижимости и стрит-ретейлу, основатель ТГ-канала «Активы без стресса»:
– Пока непонятно, что будет в итоге с ТЦ, какая будет посещаемость и главное – конверсия: ведь сейчас у оставшихся игроков она выросла. Как будут изменяться ставки аренды – а это одна из самых важных переменных в финмодели ретейлеров. ТЦ вынуждены будут ее снижать, нивелируя в итоге основное преимущество стрит-ретейла.
Да, некоторые сегменты, например, одежда, широко представлены и в торговых центрах, и в стрит-ретейле. В теории игроки, у которых есть магазины и там, и там должны закрывать точки в ТЦ и открывать в стрите. Но в сегодняшней ситуации, в условиях неопределенности, инвестиции в открытие новых точек выглядят слишком рисковыми.
В итоге большинство арендаторов ТЦ рассматривают различные варианты антикризисных стратегий. Переезд в стрит-ретейл – только один из путей, и не каждому он подходит. Если посмотреть запросы на поиск помещений в стрите, то там – традиционные продукты, общественное питание, одежда и (новый тренд) табачные магазины. Но ставки стабильны, а значит, какого-то сверхспроса нет. Все, можно сказать, спокойно. Раньше ведь было так: в ТЦ арендатор использует трафик, но платит больше, в стрите - аренда меньше, но и трафик меньше, соответственно, – выше расходы на его привлечение – рекламу. Сейчас трафик в ТЦ упал, и если магазин платит не процент от оборота, а старую (высокую) ставку, то экономика перестает сходиться. Для стрита же ничего не поменялось, там по-прежнему надо привлекать трафик.
В целом, операторы розничной торговли – достаточно гибкие компании. Для них нормально заниматься оптимизацией сети. Если в стрите экономика будет лучше, то будет и миграция из ТЦ. Надо сказать, что у этого процесса тоже есть ограничения, например, число подходящих помещений или стоимость открытия новой точки.
Иван Починщиков, управляющий партнер, IPG.Estate:
– Мы не наблюдаем массового перехода из аренды в ТЦ в стрит в Петербурге. Сегодня это вообще не самая лучшая стратегия. Во-первых, ставки в стрит-ретейле не настолько снизились, чтобы это было выгодно. Во-вторых, отделка новых помещений и физический переезд требуют определенных инвестиций. В сумме этих двух факторов дополнительные затраты для арендатора накладывают ограничение на такой переход, поэтому мы не ожидаем массовой утечки из ТЦ в стрит.