Какие товары выберет покупатель будущего, почему ретейлу выгодна привычка покупателя есть на ходу, и что россияне хотят от рынка FMCG?
По мнение экспертов компании Nielsen, будущее сферы потребления определяют несколько факторов. Во-первых, Россия — страна с высоким уровнем урбанизации. Доля городского населения в нашей стране сейчас составляет 74 %, к 2025 г. этот показатель достигнет 83 %. Доля трудоспособного населения к 2025 г. сократится на 6 млн человек. При этом основной частью занятых останутся женщины. Экономическая нагрузка на них сейчас составляет порядка 77 %. И именно женщины к тому же в половине случаев отвечают за быт в семье. Все эти факторы ведут к росту популярности сервисов, способных облегчить жизнь и сократить рутину: уборка дома, каршеринг, выгул собак, услуги няни. Логично, что в стороне от тренда на удобство также не останется и рынок ретейла и FMCG, пишет retail.ru. Cтоянию у плиты россияне все чаще предпочитают фастфуд. Несмотря на сокращение доходов населения, этот рынок неуклонно растет в среднем на 5–8 % в год. Сейчас его доля составляет почти половину от всего рынка общепита.
Также набирает обороты формат Fast Casual, к которому относятся, например, кулинарии и так называемый премиальный фастфуд. Еще одно перспективное направление — сегмент Foodtech. Рынок доставки еды в России увеличивается на 20–30 % в год и уже достиг 1,4 млрд долл. При этом потенциал для развития достаточно большой: онлайн-заказов в данной категории в России в три раза меньше, чем в США, и в семь раз меньше, чем в Великобритании. Еще одна альтернатива заказу еды из кафе и ресторанов — формат Meal Kit: набор продуктов для приготовления конкретного блюда. В мире это тоже довольно популярно: так, в США такие наборы готова заказывать четверть населения страны, а 10 % уже стали постоянными клиентами подобного сервиса.
К 2025 г. основными потребителями станут так называемое поколение миллениалов. Сейчас эти категории составляют половину покупателей, через семь лет их доля достигнет 75 %. А если сюда приплюсовать рост проникновения интернета (сейчас в категории от 16 до 54 лет интернетом активно пользуются 90 % россиян), то покупатель будущего абсолютно точно будет жителем цифровой эпохи. По мнению экспертов, в будущем в онлайн-продажах выиграет тот, кто сможет предложить наиболее удобную сервисную модель. Например, прогнозируется развитие сервисов подписки на доставку еды. Так, в США 15 % опрошенных уже имеют минимум одну подписку. В России спрос на подобную услугу только формируется.