



Раиль Муфазданов, управляющий директор сети Vertical:
– Среди ключевых для отрасли изменений в новом сезоне могу выделить следующие:
1. Переход от термина «апарт-отель» к понятию «гостиница», которое будет теперь использоваться повсеместно. Это довольно логичная эволюция, поскольку ни для гостей, ни для городских властей уже давно нет никакой разницы.
2. Все объекты размещения будут классифицированы. Соответственно, в прошлое уходит статус «без звёзд». Это изменение совершенно точно окажет позитивное влияние на гостиничный рынок. Вместе с другими преобразованиями, о которых я скажу ниже, оно свидетельствует о повышении цивилизованности рынка.
3. В этом году необходимо пройти повторную сертификацию. Та, что есть сейчас, действует только до 1 сентября 2025-го. Те же, кто этого не сделает, лишится права оказывать гостиничные услуги.
4. Не смогут их оказывать и «частники», сдающие самостоятельно один или несколько апартаментов. К тому же им запретят размещать объявления на гостиничных агрегаторах.
5. Теперь для работы в гостиничном бизнесе потребуется наличие профильного образования. С одной стороны, это достаточно позитивное и давно назревавшее изменение, которое опять же призвано повысить качество оказываемых гостиничных услуг. В то же время для многих участников рынка это может стать вызовом.
Особенно важным я считаю изменение, связанное с тем, что частные игроки, которые сдают один, два или три апартамента, просто не смогут больше заниматься этим бизнесом. По крайней мере, легально. В противном случае им грозят огромные штрафы. Важно, чтобы в этом направлении власти пошли до конца и обеспечили надежное соблюдение новых правил игры.



Ксения Непомнящих, заместитель директора отдела стратегического и управленческого консалтинга СORE.XP:
– Что касается туристического налога, то к его введению в каком-то смысле успел подготовить курортный сбор. Тем не менее, важно понимать, что дополнительная регуляторная нагрузка неизбежно скажется на тарифах, которые и без того растут быстрее инфляции. Наибольшие сложности с адаптацией к новым требованиям испытают небольшие средства размещения. Им предстоит столкнуться с нагрузкой – как на административном, так и на финансовом уровнях. Не исключено, что это спровоцирует уход с рынка наименее устойчивых игроков. Однако в долгосрочной перспективе такая «естественная селекция» приведет к росту качества и безопасности гостиничных услуг.
На мой взгляд, небольшие средства размещения требуют особого внимания регуляторов – как и любой малый бизнес, они сложно реагируют на любые ужесточения законодательного и налогового регулирования. При этом именно такие объекты часто становятся драйверами развития локальных туристических рынков. Потеря даже части из них может негативно повлиять на турпоток в регионах.
