



Марина Попова, директор по персоналу AZIMUT Hotels:
– Ситуация с кадровым голодом, безусловно, очень сильно затронула и сферу гостеприимства. Начало волны кризиса пришлось на пандемию, когда были одобрены субсидирующие выплаты неработающим гражданам, рост онлайн-сегментов, куда ушёл большой процент линейного персонала, общее выгорание сотрудников. В течение этих нескольких лет мы анализируем внутренний и внешний рынок кандидатов, адаптируем наши процессы и решения под новые реалии.
При этом, думаю, что коллеги из отрасли согласятся с тем, что в гостеприимстве не было и нет эйджизма. На определённые позиции традиционно приходили и приходят работать люди старшего возраста: горничные, инспекторы номерного фонда, инженеры. На других позициях работать в зрелом возрасте довольно тяжело физически, например, ресепшн, поэтому туда приходят более молодые кандидаты, но формально никаких требований по возрасту, ни на какую должность, у нас нет, и мы принимаем тех кандидатов, которые обладают необходимыми навыками, качествами и/или готовы учиться.
Лавируя между потребностью в найме квалифицированного, сервисного персонала и снизившейся ёмкостью рынка труда, мы вынуждены снижать требования при подборе, однако, максимально усиливаем программы обучения на местах. На должности, где не требуется специфического образования и опыта, принимаем кандидатов с иным или без опыта работы и дальше с помощью системы наставничества, стандартов, ежедневного обучения даем знания и формируем необходимые навыки для работы.
Традиционно в крупных гостиничных сетях система мотивации была и осталась довольно широкой: это и бонусы за доппродажи, работу на банкетах, и оплата медосмотров за счет работодателя, питание, униформа, добровольное страхование, подарки сотрудникам, детям, премии за определенные достижения по программам, сюда же можно отнести регулярное циклическое обучение. В качестве адаптации мы повысили выплаты по ряду программ: выслуга лет, лучший сотрудник, программа "Приведи друга" и другие.
Сейчас в конкурентной войне за сотрудников, кроме традиционных витальных факторов – заработной платы и условий труда, особую роль приобрели такие факторы как стабильность работодателя, гарантии и вместе с тем наличие комфортной, приятной среды – корпоративной культуры компании. Мы уделяем этому максимальное внимание. AZIMUT ЗАБОТА – система ценностей, согласно которой мы проявляем заботу и по отношению друг к другу, и по отношению к гостям. Кстати, у нас растет процент возврата сотрудников в сеть и на линейные, и на управленческие позиции – а это именно то, как мы выстраиваем взаимоотношения с рынком труда – позитивно и на долгий срок.




Константин Сагалов, управляющий партнёр Суши Wok:
– Текущий низкий уровень безработицы говорит о высоком дефиците, прежде всего, конечно, количественном, на линейных, «массовых» позициях. Недостаток именно таких кадров и создаёт статистику.
Но и дефицит экспертов, руководителей среднего и высшего звена, квалифицированных специалистов был всегда, и в период низкой безработицы картина принципиально не изменилась. Несколько лет назад наличие на рынке большого количества соискателей никак не гарантировало работодателю успешный поиск. Часто опыт работодателей и их понимание специфики работы формируют логичные ограничения (возраст, конкретное профильное образование или специфичный опыт) для той или иной вакансии. Недоумение, которое эти критерии могут вызвать у «комментаторов», скорее связаны с поверхностным пониманием специфики той или иной вакансии.
В общем, сегодняшний кадровый дефицит — серьёзный вызов для бизнеса, требующий переосмысления кадровой стратегии. При подборе линейного персонала, в нашем случае это повара, курьеры, администраторы, на первый план выходит скорость обработки данных и коммуникации. Мы стараемся максимально оперативно «выхватить» на рынке новые резюме и интегрировать кандидатов в рабочие процессы, минуя лишнюю бюрократию. Это, конечно, требует значительных ресурсов от HR-департамента, как в количестве сотрудников, так и в объёмах тарифов на рекрутинговых площадках.
Мне кажется, что конкуренция заработной платой на линейных позициях в последние пару месяцев всё-таки немного снизилась – бренды начали осознавать неэффективность «выкупа» и «перекупа» персонала с рынка. Это стимулирует развитие автоматизации и оптимизации бизнес-процессов. Делать только то, что эффективно, и отказываться от ненужных действий – вот вызов, с которым сегодня живут наши операционные руководители. Это соответствует принципам Кайдзен, которые становятся актуальны не только для промышленных предприятий, но и для малого бизнеса.

