



Иван Темичев, генеральный директор ООО "Акцент Управление Активами":
- К сожалению, уровень популярности рынка коллективных инвестиций до сих пор значительно ниже, чем у, например, депозитов. И, в первую очередь, на это влияет отсутствие знаний – будем откровенны, большинство населения России ни о чем, кроме вкладов, и не слышали. В лучшем случае знают акции или государственные ценные бумаги.
Ко мне периодически обращаются знакомые с вопросом «куда инвестировать», и слово «ПИФ» вызывает откровенное недоумение и недоверие. Но эти же люди совершенно спокойно отдают деньги в непонятные акции неизвестных компаний.
О чем это говорит? Надо просвещать аудиторию. Рассказывать о безопасности инструмента, его долгосрочной доходности и надежности. Увы, этим никто не занимается, а изменения в законодательстве только усложняют работу.
Что касается уровня присутствия управляющих компаний в регионах, то он ограничен спросом. Необходимости в физическом присутствии и нет, поскольку все желающие охватить регионы делают это посредством личного кабинета инвестора.


Михаил Тарасов, генеральный директор PLT:
- Коллективные инвестиции – это как окно к инвесторам, но только уже внутри страны и к условному среднему и бизнес-классу. Мы все понимаем, что хотя в геополитике и есть проблески стабилизации, но, всё равно, внешние инвесторы могут вернуться не сразу. Для этого необходимы положительная динамика, новые рейтинги и ещё множество факторов, которые важны, чтобы инвестиционная активность повысилась. В том числе, доверие, что стабилизация не временная, а на более длительный срок и на срок инвестирования, где горизонт планирования, как минимум, три-пять лет.
Совершенно нормально, что в это время коллективные инвесторы займут часть места или даже авансцену рынка. Конечно, в первую очередь, потенциальным инвесторам будут интересны достойные проекты с прозрачными структурой и доходностью, федерального уровня арендаторами в городах-миллионниках. Такие продукты пока на стадии сборки, они, конечно, не массовые, но, возможно, в итоге на рынок выйдут решения-лекала, подходящие для тиражирования, в которые можно будет просто «подставлять» регионы. Например, строительство РЦ для крупной ритейловой сети: вне зависимости от места – единое ТЗ строительства, зарекомендовавший себя девелопер, арендные договоры и пр. Почему бы не начинать продавать региональные фулфилменты коллективным инвесторам? Главное, чтобы доходность была на понятном, нормальном уровне и «билась» с уровнем доходности в других направлениях – 20-25% текущего рынка.
Сейчас развитие логистических цепочек идёт на восток, там поистине не поднятая целина. И, конечно, всё и всегда движется за спросом, к потребителю. Татарстан, Нижегородская область, Новосибирская область, Самарская область, Владивосток и Башкортостан – будут развиваться в этом направлении в первую очередь.


