



Виктор Садыгов, владелец агентства элитной недвижимости Nika Estate:
- Наша компания давно специализируется на инвестициях, и, поскольку мы как раз подбираем продукты и проекты, то имеем дело не с профессиональными инвесторами в большинстве случаев. Или же речь идет о новых для них странах.
Думаю, для инвестиций на нашем рынке, а особенно – рынке коммерческой недвижимости сейчас – не лучшее время, и использовать его с выгодой смогут только крупные структуры, занимаясь серьезными реконцепциями или те, кто непосредственно владеет профильным бизнесом и разбирается в нюансах. «Подушечным» инвесторам там делать нечего.
Например, рынок элитной недвижимости в Москве давно уже закрыт для непрофильных игроков – тут речь только о консервации средств. Да и на рынке коммерческой недвижимости я тоже не вижу перспектив для инвестиций. Даже рынок коммерческой недвижимости в Дубае сегодня даст куда большую доходность.
Пожалуй, я вижу только два направления для «диванных» инвесторов: первое – это офисы, причем не любые, дефицит есть на средние площади (от 100 кв. м), с минимальной отделкой и далеко не во всех районах. И, честно говоря, перспектива таких вложений напрямую зависит от общего самочувствия малого и среднего бизнеса, а оно на фоне налоговых нововведений, высокой ключевой ставки, растущего курса доллара – может и ухудшиться.



Мария Якимовская, основатель компании «АРДО - эффективное управление отелем: маркетинг, продажи, сервис»:
– В нашем отельном бизнесе подавляющее большинство собственников пришли абсолютно из другой сферы. И, заработав деньги и опыт в разных бизнесах, они с уверенностью, что гостиничный бизнес будет развиваться по этим же законам, а может даже и легче, с легкостью покупают отели, строят глэмпинги, и многие даже не пытаются проникнуть в суть. Суровая реальность настигает обычно в период межсезонья, которое в отелях длится иногда по полгода, а в глэмпингах и того больше, по девять и более месяцев. Вот тут, падая в операционный минус, они начинают судорожно метаться по рынку экспертов, ища поддержки и чуда.
В итоге я бы разделила таких инвесторов на несколько категорий. Девиз первой: я профи, разберусь. Считая, что любой бизнес строится по одним и тем же лекалам, они приходят, сами влезают в «операционку» и, пока разберутся, обычно отель приходит в упадок, специалисты разбегаются и, слава богу, если повезет с хорошей командой или экспертом. Девиз второй категории: найму самых известных или пойду учиться к лучшим. Обычно такая категория инвесторов приходит на рынок с условным чемоданом денег, и ищет известные и громкие имена. Но, зачастую, как и в любом бизнесе громче всего звучат имена, которые только звучат громко. Такие игроки теряют деньги, бизнес никак не может «закрутиться», потому что вязнет в ненужных инвестициях. Но есть и удачные встречи. И тогда инвесторы, воодушевленные грамотной командой, начинают потихоньку скупать и соседние отели, и территории. Девиз последней категории: буду управлять сам и научусь в процессе. Они входят осторожно, сначала изучают рынок, вернее, основы маркетинга. Смотрят на соседние объекты, прикидывают, просчитывают и понимают, что возврат инвестиций в три года – это точно не про отели. Это труд и, вкладываясь в отель или глэмпинг, не поедешь под пальму, потягивая кокос и получая «тихие дивиденды».
Так вот, на рынке для инвесторов всех трёх категорий уже несколько лет есть громкое предложение: вложение в глэмпинги. Под это даже созданы государственные программы. Но, увы, никто честно и объективно не дает информации о сути этого направления в отельном бизнесе и полной картины. Приходя в новое направление, инвесторы зачастую хотят видеть пассивный, но более высокий доход. Та же квартира, только сдал ее дороже. Без усилий и напряжения. Но надо понимать, что любое расширение бизнеса требует администрирования: маркетинга, продаж, эффективного управления и обязательного погружения в операционную деятельность, хотя бы на первых порах. А почти все хотят вложить деньги и отойти от бизнеса.
В итоге, вкладываясь, на первый взгляд, в простой и, вроде бы, понятный продукт, интересанты погружаются в такую бездну нюансов, что их единственное желание – продать и сбежать. И какие бы программы и дотации не предлагало государство, от собственника, прежде всего, требуется финансовая грамотность, управленческие навыки, а не только предпринимательская жилка.



