

Станислав Ахмедзянов, управляющий партнер IBC Global:
- В условиях кадрового дефицита и роста затрат на персонал для многих отраслей оправдано желание оптимизации процессов с помощью цифровых решений.
Однако, чрезмерная автоматизация негативно влияет на качество обслуживания. Невесело оказаться в ситуации, когда робот направил тебе цифровой ключ для заселения в отель с ошибкой, ты звонишь в сервис, а другой робот безуспешно пытается помочь решить эту проблему. Потом, наконец-то, заселяешься, заказываешь еду, её тоже доставляет робот. Но он не смог дозвониться, пока ты был в душе, уехал обратно, на его розыск и возвращение ушло время, а итог – холодный ужин и страх покинуть номер, в который ты попал с таким трудом.


Юрий Шумаков, управляющий партнер WONE Hotels:
- Никакой цифровой стены и негативного влияния цифровизации на качество клиентского опыта в индустрии гостеприимства пока нет. Мы, например, используем собственную разработку сервиса бесконтактной регистрации Wroomee. Гостю достаточно ввести код бронирования, отсканировать паспорт и сделать селфи. Затем система проверяет данные, передает их в нужные службы и выпускает электронный ключ от номера.
Кроме того, через Wroomee можно заказать дополнительные услуги отеля и оплатить проживание. Этот сервис снижает нагрузку на сотрудников ресепшен, что особенно актуально в сезон.
Да, возможно, не все иностранные практики у нас приживаются.
Например, лет десять назад все говорили про внедрение цифровых ценников или Digital Signage. Это интерактивные цифровые экраны, которые анализируют потребителя: если к одному из них подошел мужчина средних лет с чипсами, то ему покажут рекламу пива; если девушка — предложат товары для красоты. И вот такие технологии не получили у нас широкого распространения. Зато сервисы доставки у нас точно стали одними из лучших в мире.
Что касается ресторанов, то и тут пока я не вижу тут глобальной цифровизации, кроме как в заведениях быстрого питания. Единственное, что могу отметить, — это рост доли доставки и интеграции с курьерскими сервисами. В остальном мы по-прежнему видим хостес, официантов и другой персонал. Более того, “живой” сервис продолжает развиваться. Я, например, был приятно удивлен сервисом в Сочи: во многих ресторанах прекрасное обслуживание.
И, кстати, я не думаю, что цифровизация позволяет значительно сократить штат в таких сферах, как ресторанная или гостиничный бизнес. На мой взгляд, она просто увеличивает скорость обслуживания и, как следствие, способствует привлечению большего количества клиентов. Это такие дополнительные каналы продаж и привлечения клиентов, а не полноценная замена персонала.





Дмитрий Богданов, председатель экспертного совета Ассоциации отельеров АМОС:
- Увы, но кадровый дефицит часто обусловлен не только тем, что людей физически мало в сравнении с числом вакансий, но и в отсутствии у многих предприятий грамотно выстроенной технологии привлечения, обучения, мотивации сотрудников и помощи им в их развитии.
Дело в том, что если компания не учит своих сотрудников и руководителей, то она уже обречена на более медленное развитие, а то и на деградацию, пусть иногда и весьма медленную. Но грамотно привлекать, вводить в должность и добиваться максимальной эффективности, увы, умеют немногие. А часто руководители компаний даже не знают, какие показатели по их отрасли и стоит брать за пример. Как выход, многим видится автоматизация и роботизация, и это, конечно, важные направления работы. Но без решения ключевых, фундаментальных вопросов, как и для чего существует компания сейчас и как, для чего она намерена существовать, а лучше - процветать в будущем, не поможет и никакая роботизация.



