



Михаил Петров, генеральный директор Smart Estate Moscow:
– Сложившаяся ситуация на рынке труда в России – симптом глубоких системных проблем. При парадоксально низком уровне безработицы, работодатели продолжают действовать так, будто мы живем в эпоху безграничного доступа к кадрам. Перечислю основные причины, почему бизнесы даже сегодня избегают найма сильных специалистов, и теряют конкурентоспособность:
1. Культ «удобных сотрудников»: работодатели предпочитают нанимать «удобных» людей из регионов или молодых специалистов, которые готовы выпрашивать деньги и не будут спорить. Это краткосрочная экономия, которая разрушает компании изнутри – недоплаченные сотрудники либо выгорают, либо уходят.
2. Эйджизм: стереотипы о том, что профессионалы старше сорока лет «застыли в развитии» или «не горят глазами», по-прежнему царят на рынке, но обрели новый ракурс. Люди с опытом более двадцати лет часто знают больше руководителей и не горят глазами от их не стратегических решений. Это лишает компании доступа к системному мышлению и глубокому профессионализму.
3. Заниженные зарплаты и иллюзия мотивации: многие работодатели по-прежнему надеются «купить» профессионализм за неадекватный бюджет. Но рынок труда уже давно перестал быть «рынком работодателя», а специалистам неинтересны лозунги о «команде мечты» без реального финансового подкрепления.
4. Исторически неправильные приоритеты: за десятилетия на рынке труда в России сложился паттерн – нанимать не тех, кто лучше справляется с задачами, а тех, кто дешевле и проще управляем. Менять этот подход сложно, а многие компании даже не пытаются.
5. Недальновидность в развитии сотрудников: вместо того чтобы инвестировать в обучение и карьерный рост, работодатели продолжают искать «идеального кандидата», который закроет все проблемы сразу. Этот подход не работает.
6. Боязнь сильных личностей: сильные специалисты – это не только про компетенции, но и про уверенность в себе и стремление к партнерскому подходу. Для многих руководителей (зачастую нанятых по той же схеме «дешево и послушно») важно иметь «исполнителей», а не равных партнеров.
7. Фиксация на «здесь и сейчас»: бизнесы в России привыкли закрывать кадровые дыры моментально, не задумываясь о долгосрочной стратегии и системном развитии команды.
8. Экономия на всем: даже если у компании есть ресурсы, она продолжает экономить на профессионалах, опасаясь «завышенных ожиданий». В итоге нанимают неопытных людей, которым приходится долго «доучиваться на практике».
Но главная проблема – отсутствие этики и гуманизма в корпоративной культуре и кадровых процессах на всех уровнях. Унижение личности сотрудника до сих пор является частью корпоративного поведения. Пока на рынке царствовали иностранные компании, российский бизнес довольствовался кадрами без знания английского языка и «разминался» на них. Но сейчас, вместо того чтобы использовать этот золотой кадровый запас, вышедший на рынок, по максимуму, мы продолжаем публиковать на центральных табло в офисах фотографии опоздавших или заставляем мужчину за сорок вставать при ответе генеральному директору на собрании. Варварский подход к кадрам всё равно будет уничтожен рынком. Хотелось бы, чтобы это произошло поскорее.


Екатерина Барсукова, HR BP Pergaev Bureau:
- Сейчас, чтобы конкурировать за ценные кадры архитектурным бюро недостаточно только поднятия зарплат, стоит вкладываться в развитие корпоративной культуры, продвижение HR бренда.
Поскольку архитектурные бюро работают преимущественно с творческими людьми, кроме заработной платы, им важны проекты, с которыми они будут работать. Большое значение для сотрудников из нашей сферы имеют возможность самореализации, признание, профессиональный рост.
Бои идут за руководителей креативных групп – таких сотрудников крайне мало на рынке, у них должен быть хороший опыт создания концепций общественных интерьеров, архитектуры, благоустройства. Мы покупаем на рынке не только функцию, мы ищем нового члена нашей команды, и важно, чтобы ценности новичка и команды совпадали. Это еще один фактор отбора.
В итоге наше, например, бюро стало уделять больше внимания мотивации сотрудников. На протяжении двух лет проводим нематериальную мотивацию – корпоративное путешествие за счет компании в другие страны для лучших сотрудников. Активно развиваем корпоративную культуру – поздравляем и дарим подарки на дни рождения, значимые события: свадьба, рождение ребенка, новогодние подарки для детей.
Когда сотрудники из одного нашего офиса (у нас офисы в трёх городах) приезжают на время в другой, по работе или проездом во время отпуска, есть традиция ходить на корпоративные обеды в соседние кафе.
Готовим несколько раз в году лимитированный дизайнерский мерч для всех сотрудников: футболки, худи, термосы, чашки и т.д.
Ну и из базового: в наших офисах всегда был бесплатный кофе, но с 2024 года мы начали закупать дополнительно для сотрудников молоко для кофейных напитков. А с осени ввели новую практику - покупаем каждую неделю в офисы компании сезонные фрукты.
В итоге в нашем бюро очень низкий уровень текучести кадров – часть сотрудников работает в компании уже больше пяти лет.
Борис Кац, директор по развитию сети хобби-гипермаркетов «Леонардо»:
- Недавно на наше производство вышел новый технолог. Ему уже исполнилось восемьдесят лет. Он бодр и спортивен, настоящий профи, и выглядит лет на шестьдесят пять, не больше. В перерыве длинного совещания – отошёл в сторону и делал зарядку, когда более молодые коллеги пошли курить. Так что мне сложно оценивать "эйджизм" в других компаниях, у нас его нет. Мы всегда и везде ищем профи любого возраста.
