


Прямая речь
Константин Денисов, директор по маркетингу и PR компании «Мармакс», собственника ТРЦ «Марко Молл»:
- Автоматизация и внедрение роботов, конечно, стали нормой в некоторых секторах, особенно, таких как банки, где давно применяются автоинформаторы и машины для решения рутинных задач. Однако в глобальном ритейле, торговой недвижимости и индустрии гостеприимства тенденция к полному переходу на обслуживание чат-ботами и машинами выглядит маловероятной. Эти сферы, напротив, продолжают зависеть от «живого» взаимодействия.
Возьмем для примера ритейл, где e-commerce активно развивается, но заменить физические магазины и общение продавца с покупателем в полной мере он пока всё равно не может. Физическое присутствие бренда в торговых центрах или стрит-ритейле играет важнейшую роль для его узнаваемости. Когда новый бренд появляется только в онлайн-магазинах, таких, как Wildberries, Lamoda или Ozon, ему трудно завоевать доверие потребителя. Покупатели хотят увидеть бренд «вживую», понять его, пощупать, получить консультацию от человека, а не от чат-бота. И именно физический контакт зачастую становится решающим фактором при принятии решения о покупке.




Елена Лимонова, директор по развитию кадрового агентства Стафф-АП, эксперт по рынку труда МГО «Опоры России»
- Обслуживание людьми людей становится роскошью во всех сегментах бизнеса, и это неизбежно меняет рынок торговой недвижимости, ритейл и индустрию гостеприимства. Но параллельно всё больше компаний осознают, что клиентский опыт с живыми людьми привлекает клиентов и повышает лояльность. Да, даже в сфере e-commerce потребителей раздражает отсутствие возможности общения с живым сотрудником. И бизнесы в этом сегменте также начинают активно отстраиваться и предлагать быструю живую клиентскую поддержку.




Андрей Алёшкин, партнёр, исполнительный директор NAI Belarus:
- Что-то подсказывает, что года через два-три «живая поддержка» действительно останется только как маркетинговая фишка. А развитие технологий на основе ИИ достигнет такого уровня, что обычный потребитель и не определит, на том конце провода – живой консультант, робот, чат-бот или вообще что-то новое, чему у нас на сегодня даже нет определения.
Да, конечно, живое общение в любом ритейле сохранится. И спрос на него останется же высоким. Но, надо признать, что против прогресса не попрешь. Усовершенствование технологий, ИИ, универсализация определенных процессов все больше будут исключать присутствие человека во многих процессах. Вот даже тот же брокеридж: чем больше концентрация ритейла или HoReCa в руках сетей – тем более типовые условия и договоры. В итоге все больше возможностей в автоматизации работы между собственниками и арендаторами.

