




Борис Кац, председатель совета директоров АО «Планета увлечений» (сеть хобби-гипермаркетов «Леонардо»):
- Никогда ещё "торгаши" не зависели так от госорганов, как сегодня. Именно сейчас есть развилка, когда будет принято решение – куда двинется торговля.
Если государство, наконец, увидит, что конструкция "селлер - маркетплейс - ПВЗ" как будто создана для торговли контрабандой и контрафактом и неуплаты налогов по всей цепочке, то может её резко изменить и заставить платить налоги. Все ведь знают, что множество селлеров дробят бизнес для неуплаты НДС, продают привезенную через карго-компании контрабанду; маркетплейсы за счёт разных юридических ухищрений не платят ни НДС, ни налог на прибыль, ни соцналоги на сотрудников, а все ПВЗ – строго подпадают под термин дробление бизнеса. Тогда цены на маркетплейсах превысят оффлайн-розничные, рост остановится, а возможно - и падение продаж.
В другом варианте лобби маркетплейсов победит, государство увидит падение налогов от сектора торговли только после закрытия бизнеса большинства "белых" оптовых импортёров и, как результат, введёт, например, налог с продаж на маркетплейсах для восполнения потерь бюджета. На сегодняшний день второй вариант кажется более вероятным.
Источник: Авито
Александр Перемятов, президент Magic Group, создатель SLAVA concept:
- В России однозначно наступила эпоха брендов. Если рассмотреть те события, что происходили в последние годы, особенно после ухода международных игроков, у всех нас появилось много вопросов с точки зрения удовлетворения потребительского спроса по категориям. В совокупности со сформировавшейся привычкой заказывать товары онлайн, необходимость выводить на рынок новые продукты, привела к тому, что оффлайн и онлайн уравнялись в своем значении.
Итогом всех этих титанических движений стала уже осязаемая архитектура нового российского потребления. Из огромного количества марок и предложений сформировались лидеры – это компании, которые вложились в свой бренд. И только такие игроки могут работать с добавочной стоимостью, а не просто конкурировать по цене на маркетплейсах.
При этом нужно отметить, что и онлайн неоднороден. С одной стороны, уже есть компании с прокачанным брендом, с другой - есть и маркетплейсы с именем.
Идеальная картинка на ближайшее время выглядит так: все каналы ритейлера должны вести на собственный онлайн ресурс. Именно там формируется удобная экосистема коммуникации потребителя с брендом. Там клиент может получать информацию по скидкам, мероприятиям, новым коллекциям, видеть отдельные точечные предложения (персонализацию никто не отменял – это очень важный тренд на ближайшее время).
Ну и уже сейчас мы видим усиливающийся интерес классических селлеров к оффлайн-формату. Они пока не знают, как подступиться к решению задачи, но понимают, что находиться только в ценовой конкуренции на маркетплейсах, без усиления собственного бренда – это путь в никуда.


Михаил Петров, генеральный директор Smart Estate Moscow:
- Можно и нужно ли ставить вопрос ребром: онлайн против оффлайна? Торговые сети развиваются, оборот магазинов сопоставим с оборотом докризисного времени. За счет чего тогда растет доля рынка онлайн торговли? На мой взгляд, развитие онлайна наиболее ощутимо в регионах, в малых городах. А кто же тогда пал жертвой?Безымянные магазины местных предпринимателей, обеспечивающих некогда локацию, малоформатные устаревшие торговые центры ярмарочного типа, региональные вещевые рынки. Весь российский онлайн окучивает относительно молодую аудиторию с низким доходом и отсутствующим доступом к столичному разнообразию ассортимента товаров.
Некоторые сети своей стратегией выбрали гибридные модели – лить трафик из оффлайна в онлайн. Например, если вы покупаете один и тот же аромат или крем, нет необходимости повторять эту покупку, приходя в магазин ногами. Поэтому отдельные операторы взяли за стратегию: открывать флагман, весь реферальный трафик конвертировать в онлайне.


