


Михаил Петров, генеральный директор Smart Estate Moscow:
- Франчайзинг в России после февраля 2022-го года оказался в более привилегированном положении по сравнению с официальными представительствами компаний, которые были вынуждены уйти. Ряд операторов переименовались или переписали названия кириллицей, ряду брендов материнские компании запретили развитие, кое-кто оказался ограничен по стоимости закупки за единицу товара.
Интересные кейсы появились в части внутривидовой борьбы или попросту грязной конкуренции в категории люкса. Не называя имен:один крупнейший торговый холдинг в нарушение договоров текущих мастер-франчайзи перекупает их права в материнских компаниях, принуждая к закрытию магазинов в России, а сам – концентрирует бренды в рамках собственных площадей, вынуждая лояльного покупателя приходить в локации с ассортиментом магазинов холдинга.



Андрей Алёшкин, партнёр, исполнительный директор, NAI Belarus:
- С началом ухода зарубежных компаний и брендов правительства как в России, так и у нас, в Беларуси, ужесточили процедуру и условия выхода с рынков. Владельцы бизнесов и франшиз не могли вот так просто взять и продать свой бизнес по справедливой для них цене.
В итоге на белорусском рынке франшизы тех же Burger King и KFC сохранились, и продолжают работать под прежним названием. Только McDonald's ушел, а преемник сменил название на Mak.by. И вот тут есть свежие новости: новым брендом продолжала оперировать компания «КСБ Виктори Рестораны», которая и была франчайзи McDonald’s. А буквально с прошлой недели владельцем «КСБ Виктори Рестораны» стала компания «Кволити Фуд», владельцем которой является белорусский бизнесмен, управляющий такими представленными и на российском рынке молочными брендами, как «Молочные горки», Exponenta, «Белсыр».
Если продолжать линию известных международных пищевых франшиз, ещё можно отметить уход с белорусского рынка бренда PapaJones. Хотя пиццерии этой марки не были у нас так представлены, как продолжающая развиваться (и очень активно) по франчайзингу сеть Domino’s Pizza или российская сеть «Додо Пицца».
Резюмируя – безусловно, любой уход, смена собственника, смена бренда, переход под управление иных лиц и компаний создавали информационный повод и пищу для обсуждений. Другое дело, что обычному потребителю зачастую всё равно, кто и что за этим стоит.

