






Анна Никандрова, партнер Nikoliers:
- Ввод новых проектов в сегменте торговой недвижимости остается сдержанным, как в Москве, так и в регионах; помимо этого большая часть нового ввода осуществляется девелоперами, которые имеют собственные структуры для управления. Стоит учитывать и то, что большая часть проектов представлена форматами «малый ТЦ» и «районный». Малые торговые центры часто управляются самостоятельно собственниками, однако все же будут давать работу управляющим компаниям, как в части эксплуатации, так и с точки зрения комплексного управления.

Михаил Петров, генеральный директор, Smart Estate Moscow:
- Действительно, малые города ничем не хуже крупных, их жители также хотели бы получать весь набор услуг и товаров, и – получают их по более низким ценам и относительно высокого качества за счет местного ритейла. Города, в которых сконцентрированы производства и развита экономика, давно застроены торговыми центрами, в них активно развит стрит- ритейл, а брендовый голод с лихвой закрывается интернет-агрегаторами.
В итоге неместным федеральным девелоперам будет сложно предложить таким городам проекты, которые будут более востребованы, чем уже сложившиеся. Связано это и с потребительскими привычками, и с ценовой политикой местного ритейла. В городах, где условная Zolla возглавляет пирамиду потребления, будет просто сложно собрать пул профессиональных торговых операторов.
Впрочем, преуспеть в девелопменте вполне можно, если рассмотреть ручное управление проектами с микро-арендаторами а-ля рынок. Хорошим примером успешного кейса, реализованного в Обнинске, стал «ЭкоБазар»: микс качественных деревенских продуктов, ресторанов и сопутствующих сервисов. Проект «заточен» на верхнюю прослойку горожан и контингента из московских дачников.
Источник: CRE
Елена Никитина, заместитель генерального директора производителя мужской одежды, фэшн-ритейлера Kanzler:
- Да, есть недооценка малых городов со стороны девелоперов, поэтому, как правило, малые города не имеют суперрегиональных торговых центров с пулом арендаторов из федеральных сетей. Один качественный торговый центр на город с населением 300-500 тысяч, на наш взгляд необходим. Для fashion-сегмента развитие в торговых центрах – это приоритетная задача, поэтому строительство торговых центров с грамотными планировками и продуманными локациями более востребовано у арендаторов.
В 2023 году, несмотря на разницу доходов в своем сегменте, мы видим выравнивание потребительской модели жителей мегаполисов и городов с населением 300-500 тыс. человек. Да, маркетплейсы на данный момент занимают значительную часть рынка и их доля неуклонно растет, но вот в fashion-сегменте, покупая одежду премиум-качества, получая высококлассное обслуживание в наших магазинах, покупатели, прежде всего, обретают уникальный клиентский опыт, который сложно получить в ПВЗ.

