


Екатерина Петрова, заместитель директора по аналитике и маркетинговым концепциям Pioneer:
- В сегменте торговых центров мы видим замедление девелоперской активности и, как результат, сокращение открытий новых торговых центров. Так, из шестнадцати запланированных к вводу в эксплуатацию ТЦ в этом году было завершено строительство лишь трёх проектов. До конца года, вероятно, введётся еще несколько, однако основной объем будет перенесен на будущие периоды. Перенос сроков ТЦ связан с различными факторами, влияющими как на рынок девелопмента в целом, так и на сегмент торговой недвижимости, однако самые веские причины – увеличение сроков строительства и сложности с загрузкой проектов.
Таким образом, показатель ввода торговых площадей будет самым низким за последние 10 лет. Как результат, мы можем говорить о том, что в ближайшей перспективе на рынке есть вероятность формирования дефицита качественного предложения в современных торговых центрах Москвы. Уже сейчас ввиду сдержанных темпов открытия новых ТЦ уровень вакансии в московских ТЦ сокращается. Но, конечно, многое зависит от расположения проекта, его формата и концепции.
Уверенные рыночные показатели демонстрируют окружные торговые центры. Так, если средний уровень вакансии на рынке находится на уровне 10%, то в окружных ТЦ – 8,5-9%.
Источник: ADG group






Источник: SLAVA Concept
Михаил Петров, генеральный директор Smart Estate Moscow:
- Рынок торговых центров трясет и цунамит не первый год, мы к этому привыкли. Учитывая объем присутствия некачественной торговой недвижимости, которая на себя оттягивает аренду, все, что можно считать катаклизмом, безусловно, идет на пользу рынку в целом, ведь качество объектов неизменно растет, а интерес потребителя – последовательно перетекает от плохого к хорошему. На возвращение покупателей в торговые центры повлияло множество факторов: и постпандемическая ситуация, и потребность увидеть своими глазами новые открытия, и падающее качество работы многих интернет- агрегаторов.
Прорывом года можно назвать новое лицо российского ритейла. Оказалось, возмутительная отсталость российских модных брендов раньше была связана с боязнью не перетянуть прогрессивного и взыскательного покупателя Inditex и H&M на свою сторону. Экспертиза и навыки копились в компаниях где-то в глубоких закромах, и, когда пришло время их явить миру, мы получили в кратчайшие сроки и передовые дизайны, и комплектные капсулы, и моментальную популярность.
Источник: CRE
Источник: Sunlight

Максим Карбасникофф, директор по управлению недвижимостью ADG group:
- В России набирает популярность здоровый образ жизни, и, соответственно, становятся более востребованными занятия фитнесом. Это стимулирует появление фитнес-клубов и в объектах коммерческой недвижимости. Сегмент активно развивается и у нас – в девяти районных центрах «Место встречи» сегодня расположены фитнес-клубы сети DDX Fitness. Они – один из лидеров в генерации трафика.
Всё более популярными становятся фуд-холлы, которые приходят на смену привычным фуд-кортам. Мы тоже учитываем этот тренд, и сейчас в четырех районных центрах «Место встречи» работают фуд-холлы с разнообразием предложения блюд и кухонь со всего мира.
Если же о рынке в целом, то стабилизация инфляции на высоком уровне, а также несколько повышений ключевой ставки центральными банками стали одними из наиболее значимых факторов, негативно повлиявших на развитие девелопмента. Время дешевых денег, которые стимулировали развитие отрасли с 2009 года, закончилось. Большинство основных мировых рынков вступают в фазу рецессии. Она может продлиться несколько лет.
Однако российская экономика показала высокую устойчивость к инфляции и санкциям, особенно в ритейле. Поставки импортных товаров налажены через новые логистические цепочки, российские товары пользуются все большим спросом (во всех сегментах), потребители продолжают покупать даже в условиях высокой инфляции и дорогих потребительских кредитов. И 2023 год может стать лучшим годом за всю историю для инвестиций в российский ритейл – как благодаря сохранению на рынке иностранных инвесторов, так и растущему аппетиту владельцев торговых сетей, которые стремятся воспользоваться ситуацией и заработать.
Источник: CRE