Ирина Чернавина, эксперт по коммерческой недвижимости:
- Европейские бренды, вернувшись, поменяли ведь не только названия, но и ассортимент, качество товара, а российский покупатель – очень избалованный: те же Zara, H&M, Reserved у нас были одними из самых интересных и полных по ассортименту магазинов в мире.
Параллельно российские марки, хорошо зная своего покупателя, и ориентируясь в его запросах, с умом воспользовались временем, когда западные игроки определялись, работать им здесь и в каком качестве и формате, усилили позиции, поменяв концепт магазинов, повысив качество предложений, и введя новые категории; изменили дизайн площадок. Плюс – российские бренды предложили интересный чек и скидочные программы. Совокупность этих факторов привела к увеличению лояльной клиентской базы и, как следствие, значительному повышению товарооборотов. А выход европейских брендов под новыми именами и в новых форматах – напротив, не дал вау-эффекта и высоких выручек.
Дарья Субоч, независимый PR-консультант, эксперт по стратегическим коммуникациям:
- Премиальный сегмент должен «настояться», а когда каждые полгода меняются таможенные правила – шансов на стабильность ноль. Автор марки Lesya Nebo недавно заявила, что вынуждена полностью пересматривать коллекцию, которая готовилась год – из-за запрета на ввоз итальянской ткани на территорию РФ.
Напомню и о том, что премиальный сегмент в текстильной промышленности – это, прежде всего, технологии. Любой владелец производства вам скажет, что у нас нет конструкторов, технологов, закройщиков и пр. Я однажды привезла на трикотажную фабрику Уфы кашемир, но вовремя увидела расстроенного технолога. Она не знала, что делать со 100 кг мериноса, а кашемир бы вообще убила.
На отечественных фабриках (многие, кстати, имеют хорошее немецкое и японское оборудование, вот только работать на нем некому) традиционно имели дело с дешевыми материалами, например, с акрилом. Я общалась с технологом с 25-летним стажем, которая пыталась убедить меня, что при работе с кашемиром она не будет делать стирку, то есть даже в теории у нее не было такого этапа в технологической цепочке. Но профессионалы премиального сегмента знают, что стирка в работе с трикотажем – этап, пожалуй, важнее вязания и кетлевания. Кстати, директор той фабрики устроила истерику при моей просьбе подписать «гарантийку» на возмещение ущерба в случае, если партия кашемира таки будет испорчена, она была крайне напугана. Ответ на поверхности: если масс-маркет – это умение работать с поставщиками из Китая, то премиум – креатив, специалисты и налаженные поставки материалов, чего у нас нет.
При этом, в Москве до сих пор значение лейблов высоко, и пока не вернется мода, люди будут «кастомизировать ближнего» по сумкам Hermes, часам Cartier и «гвоздям» Celine. Здесь люди вообще любят наряжаться, поэтому если нынешние бренды и будут сдавать свои позиции, то – эдаким интеллектуальным маркам.
Другое дело, что возможность купить даже худи Jil Sander, с учетом закрытия магазинов и поставок, когда цены выросли в разы, осталась у значительно меньшего числа покупателей. Ну а нет одежды – слабее и брендомания. Напомню, что значительную часть выручки глобальным маркам давали именно наши регионы. Но если до 2022 года джинсы в Mango стоили 2900 рублей, то сейчас - 10000 рублей. И при общем падении уровня жизни – это уже не «масс-маркет», падение спроса закономерно.
Татьяна Яухман, директор коммуникационного BTL-агентства «АЛИДИ Продвижение»:
- Вернулось такое давно забытое понятие из прошлого, как фирменная вещь. Как такового дефицита как будто бы и нет, но купить товар, привезённый условно из Штатов или Японии, уже стало некой привилегией.
И если говорить про всё тот же люкс – то вот там значимость лейбла скорее выросла. Ведь прямой замены среди российских брендов пока нет. И клиентский опыт в этом сегменте сдвинулся в сторону своего рода закрытых клубов, где ты можешь приобрести нужный товар по «специальным каналам». У продукта появилась дополнительная ценность за счет того, что теперь для его приобретения приходится, а кому-то – даже нравится, прикладывать дополнительные усилия.