

Татьяна Яухман, директор коммуникационного BTL-агентства «АЛИДИ Продвижение»:
– Конечно, любая консолидация и укрупнение влечет за собой как положительные, так и отрицательные последствия. Для самого ритейла — да, это выгодно, дает прирост бизнесу за счёт покупки локальных бизнесов. Для поставщика же сокращение игроков в ритейле может вызвать некоторые сложности, потому что крупные – продавливают по условиям закупки; у крупных компаний и длиннее цикл принятия решений, да и минимальный «входной билет» в сетку тоже становится дороже, как и возможность встать на полку на постоянной основе. В связи с этим, значимость работы с «гостевым» ассортиментом становится максимально актуальной, и будет только расти.
Для потребителя консолидация тоже несет определенные риски, связанные с ассортиментом и качеством стоящего на полке товара. Кстати, сегмент жестких дискаунтеров замедлил органический рост, хотя этот формат остаётся актуальным, и, значит, здесь тоже можно ожидать консолидации активов. В e-commerce также возможна консолидация рынка и новые сделки: кто-то будет укрупняться и докупать активы в портфель, кто-то — выводить онлайн-торговлю в отдельные бизнес-юниты.
Источник: CRE Ярослав Шувалов, директор по управлению недвижимостью Raven Russia:
- За много лет мы неоднократно сталкивались с ситуацией изменений на уровне собственности наших компаний-арендаторов, включая поглощения, продажу и покупку бизнеса. Из нашего опыта мы видим, что бизнес компаний в таких случаях не исчезает, и замена собственников не влияет на изменение объемов хранения. В ряде случаев мы наблюдаем перемены в выборе локации складов и в организации логистики, однако в большинстве случаев эффективно построенные логистические цепочки продолжают функционировать без существенных изменений.
Источник: CRE Виталий Можаровский, партнёр, ALUMNI Partners:
- На мой взгляд, приобретения «Ленты» и Х5 – продолжение процессов консолидации сетевого ритейла в национальных масштабах, которые начались больше десяти лет назад. Калининград и Московский регион – хорошо развиты и интересны и в части привычек потребителей, и плотности населения и логистики, поэтому я не ожидаю, что рынки торговых помещений и складов вообще «заметят» эти приобретения. Разумеется, изменятся поставщики и сами цепочки поставок в части продаваемых объектов, но это другая история.
А вот возможный уход Auchan незамеченным точно не останется. Несмотря на то, что он далеко не лидер в части объёма торговых площадей, по крайней мере, до недавних пор, Auchan всегда с большим отрывом лидировал в части прибыльности на квадратный метр торговых площадей. Это говорит о поразительно точном расчёте в выборе локаций, удачно сбалансированной товарной линейке, технологичности и эффективности отработанной бизнес-модели. В отличие от Auchan, его локальные конкуренты качественным параметрам пока предпочитают количественные.
Закрытие «Лотоса» в Ярославле – это тоже проявление консолидации и перераспределения рынка ритейла в национальных масштабах. Просто консолидация может происходить разными способами и проявляться по-разному: где-то это, в целом, по-хорошему (M&A), а где-то – не очень (ликвидация, банкротство). Я наблюдал похожую ситуацию собственными глазами – рядом с моим домом лет двадцать работал неплохой и для своего времени успешный несетевой универмаг. Но лет пять назад в 200 метрах от него открылась «Азбука вкуса», которая оттянула на себя клиентуру с высокой маржинальностью, а ещё через пару лет с другой стороны запустился очень привлекательный гастромаркет. И всё – старый универмаг очень быстро закрылся. Нравится нам это или нет, но это естественный процесс. Show must go on.
Источник: CRE