Евгений Бурденюк, основатель Всероссийской девелоперской компании «Отелит», сопредседатель НРО Деловая Россия:
– Дисконтные центры в регионах зародились еще до падения покупательской способности, пакетов санкций и до сегодняшней ситуации в мире. Все яркие представители этого сегмента развиваются уже давно. В Новосибирске, например, это дисконтный центр на Ипподромской улице и другие локации, «Планета одежды», «Планета обуви», ноу-нейм магазины одежды сгигантскими площадями, где представлены сегменты по низким ценам. Все эти операторы, повторюсь, существовали задолго до событий, которые произошли в феврале 2022 года. Также там есть «Светофор», «Низкоцена», «Доброцена», «Fixprice» и т.д.
Безусловно, в условиях падающей покупательской способности и нестабильности дела у всех этих операторов, которые заняли нишу дисконта, идут в гору. Этот сегмент сейчас очень активно развивается, появляется все больше и больше площадок, пользующихся высоким спросом.
Другое дело, что все эти операторы, наравне с низкими ценами в своих локациях, предлагают и низкую аренду. Этот факт нужно учитывать девелоперам. Вся прелесть этих операторов и их нынешняя хорошая доходность в тяжелые времена – она никак не коррелирует с нашей зоной деятельности. Получается, что девелоперам ведь интереснее сдавать дороже, а дисконты берут по крайне низким арендным ставкам. Иногда, конечно, можно сработать по обороту и, скажем, выстрелить неплохо. Когда, например, мы заключили аренду от процента от оборота, но опять же, при всей этой истории, попадание происходит, на мой взгляд, 1 к 5, 1 к 10, когда на обороте «стреляет» удачная локация для таких объектов. Но, как правило, если это хорошая локация, то там также неплохо будут работать «Пятерочка» или «Магнит». Поэтому это спорный момент, что лучше.
Резюмируя – на мой взгляд, такие объекты неинтересны девелоперам. Потому что, как я уже сказал выше, учитывая, что эти операторы позиционируют себя как зоны низких цен, наравне с низкими ценами они также запрашивают пониженные арендные ставки.
Управляющим компаниям такие дисконтные центры тоже неинтересны. Иногда, конечно, это бывает спасением для некоторых объектов, они «стреляют», именно назвавшись дисконтом, и порой – это очень креативное и интересное решение для некоторых помещений и локаций. Выходит неплохой симбиоз: когда объект стоит, пустует, и тут агрегирует вдруг определенное количество дисконтных магазинов – он может иметь успех, притянуть трафик, и выползти из ямы, в которой оказался.
С самими ретейлерами – спорная ситуация. К примеру, на объект распределилась группа кластеров, дисконтов, можно даже обычные магазины назвать дисконтами и, по сути, по тем же самым ценам под крылом этого раскрученного объекта продавать все по той же самой цене, по которой они бы продавали и не называясь дисконтом. Такие кейсы я тоже видел. Например, в Москве около ТЦ «Гагаринский» есть популярный дисконтный центр, и это работающая история.