ответили, что в интернет-магазинах также товаров стало в целом больше. «Из-за роста цен, недоступности импортных товаров и нарушения логистических цепочек в последние несколько месяцев произошла серьезная перетасовка в электронной торговле: изменился ассортимент практически во всех сегментах, – рассказывает Артур Саркисян, коммерческий директор Calltouch. – Наш сбор мнений представителей электронной торговли показал, что большая часть бизнесов значительно перестроилась и трансформировалась. При этом 13% представителей бизнеса отметили, что в этом году открылись новые возможности для развития. Для маркетплейсов, безусловно, одной из таких возможностей стал параллельный импорт, который оказал положительное влияние на ассортимент площадок». Все это может стать еще одним гвоздем в крышку некоторых торговых центров вообще и «соседского» шопинга в частности, прогнозируют собеседники CRE.Оксана Бондаренко, президент холдинга «Ли-Лу»:
– Да, все верно – думаю, что сейчас покупают больше там, где живут. Отличие шопинга в больших городах от шопинга в маленьких городах становится меньше. Большие, крупные бренды ушли или закрыты, а более дешевые марки неплохо представлены и в самих регионах. Торговые центры уже страдают от закрытий магазинов, волна которых началась с началом пандемии. Конечно же, покупатели будут делать все – и поддерживать параллельный импорт, и покупать за рубежом, если смогут выехать, и искать альтернативу в России. В общем, с одной стороны, вариантов не так много, с другой – вообще хорошо, что есть хоть какие-то варианты.





Кирилл Степанов, управляющий директор MALLTECH Lab:
– В наших торговых центрах никогда не было больших эксклюзивных брендов – таких, например, как ИКЕА, которые действительно привлекают большой трафик, в том числе из отдаленных регионов, соседних городов. В ТРЦ, которые находятся под управлением MALLTECH, гости приезжают прежде всего за большим выбором товаров, которые можно найти в одном месте, а также, что особенно заметно, за качественным досугом – например, в аквапарк в ТРЦ «Планета» в Уфе. На этот поток изменения в составе брендов никак не повлияли.