



Александра Чиркаева, директор по аренде и развитию коммерческой недвижимости ГК «Пионер»: «Сильный мировой тренд – wellness. McKinsey оценивает будущее этого рынка в 1,5 трлн долларов. Потребительский интерес к сфере, безусловно, растет во многих странах, включая Германию, Бразилию, Японию, Великобританию и США. В понимании потребителей wellness включает в себя нескольких компонентов: заботу о внешности, спорт, фокус на здоровье, в том числе ментальном, и благополучие в широком смысле.
В целом же в разных странах приоритеты у разных форматов: в Японии – у услуг красоты, в Германии – у фитнеса, в Китае и США – у нутрицитологии (здорового питания). Активно осваивают международные рынки услуги в сфере красоты, такие как FaceOnly, FaceFit, FacePro. Beauty-студии, в основе философии которых здоровый подход без медицинского вмешательства и уколов, стали чаще открываться в жилых комплексах, бизнес- и торговых центрах. В России мы видим серьезный интерес и развитие фитнес индустрии и ее форматов: инновационных сухих фитнесов, EcoDigital – фитнеса без персонала, как XFitPoint, набирающего популярность в жилых комплексах, апартаментах и отелях, коллабораций спортивных студий и модных брендов, например тренировки Reboot на Усачевском и Центральном рынке.
Во всех сегментах ретейла все более успешными становятся открытые и гибкие пространства, с постоянным обновлением продуктов и диверсификацией по группам товаров. Гастропространства и барные кластеры называли «нисходящим» трендом. Однако справедливо отметить развитие и трансформацию этого бизнеса: поиск конкурентных решений в концепции «Еда плюс ретейл». Это теперь может быть bookcafe и библиотека с элементами коворкинга, гастролавка с баром или кафе, кафе и магазин по продаже товаров и аксессуаров для дома».
посетителей, то, по словам г-жи Никандровой, стоит подойти к задаче стратегически, и решить: смогут ли они найти на высвобождающиеся площади точечную замену в аналогичных сегментах ретейла (если таких площадей не много) или стоит говорить о реконцепции объекта в целом. Какие-то маркетинговые мероприятия, привлечение клиентов акциями во втором случае не окажут глобального воздействия на цифры трафика, убеждены в Nikoliers. Однако мы будем продолжать наблюдать активный рост в столичных ТЦ, например, доли в GLA фитнес-центров, волейбольных площадок, beauty-сегмента, дарксторов (в подвальных и расположенных вне основного молла помещениях), а также узкоспециализированных студий сайклинга, танцев и кроссфиттренировок. «Эти профили не могут заменить полноценных якорных арендаторов, формирующих основной конвертируемый трафик, однако могут удачно повысить трафик в «проблемных» галереях, а также привлечь в объект новую целевую аудиторию, ранее не посещавшую конкретный ТЦ, – поясняет Анна Никандрова. – Текущий кризис вряд ли в полной мере можно сравнивать с предыдущими, как и предпринимаемые торговыми центрами меры. Сегодня мы, в некотором смысле, переживаем уникальные события. Перспективы торговых центров сегодня действительно связаны с изменением стратегии развития, возможностью быстрой смены концепции, состава арендаторов, точечной работе с целевой аудиторией, оперативных решениях, решимостью собственников. А перестроить сознание, пожалуй, самая сложная задача – и не одного собственника, а всей управленческой команды».
льзования/краткосрочной аренды товаров, которые нужны лишь изредка (товары для ремонта, туризм, спорттовары и т.д.).