14 ноября в рамках выставки MAPIC во французских Каннах состоялся 31-й Russian Breakfast, организованный CRE Event. В этом году мероприятие прошло под лозунгом Copy Paste World Experience и было посвящено теме модернизации морально устаревших торговых центров. В ходе дискуссии ведущие представители профессионального сообщества оценили состояние рынка торговой недвижимости в России, рассмотрели текущие практики обновления объектов и, обратившись к международному опыту, выделили наиболее применимые механизмы возможных преобразований.
По оценке экспертов Cushman & Wakefiled Russia, средний уровень жизни торгового центра от запуска до зрелости, когда он начинает морально устаревать – 5-7 лет. В настоящее время количество ТЦ в России, достигших возраста качественных изменений, составляет 398 объектов суммарной аренднопригодной площадью 11,7 млн кв. м. Из них 20-25% уже прошли этап обновления, еще 3-5% находятся на стадии реновации или планируют ее в ближайшем будущем, а более половины стоят на пороге новой жизни и от того, какой маршрут они выберут, зависит их будущий успех и процветание. Так какие же стратегии «перезагрузки» торговых объектов использует сегодня российских девелопмент и насколько они эффективны? Какой путь обновления выбрать – реконцепцию, реновацию или редевелопмент? Какие зарубежные практики применимы в России? – именно эти вопросы подробно обсудили участники Russian Breakfast.
В составе международного блока иностранные эксперты продемонстрировали ряд практических кейсов с возможными вариантами эффективных трансформаций. В Великобритании под редевелопмент отдают целые кварталы, рассказал
Рамчандра Хативада, директор Chapman Taylor. По мнению эксперта, пространства должны отражать быстрый темп перемен и учитывать такие факторы, как развитие технологий, например, 3D печати, мобильной и онлайн сфер, интерес к гастрономическим концепциям, потребность в новых эмоциях, расширенных зонах отдыха и разнообразном составе арендаторов, а также поддерживать тренд на осознанное потребление – повторное использование, уменьшение мест для хранения и озеленение
. Ян Котрбачек, международный партнер, руководитель управления розничного агентства ЦВЕ, Cushman & Wakefield в своем выступлении привел примеры перепрофилирования объектов в востребованные пространства в Польше, Чехии, Великобритании, США и Португалии, начиная от зданий 1752 года постройки до торговых центров 2009 года.
Ави Алкас, глава представительства JLL в Турции, рассказал о смелом решении модернизации башни Атакуле, символа столицы Турции и одного из первых торговых центров, построенного в Анкаре в 1989 году.
Международные практики обратили внимание на то, что не стоит бояться «ре-мер», причем не только легкой «переделки» объекта – изменения состава арендаторов, позиционирования, функционального наполнения и интерьеров, но и реконструкции со сменой планировок и даже редевелопмента, при котором уже существующие торговые центры превращаются в другой вид недвижимости – офисы, гостиницы, склады, жилье, а также спортивные, развлекательные, выставочные и образовательные пространства.
Российские девелоперы, в свою очередь, поделились примерами реализации проектов в Москве:
Светлана Мазур, директор департамента коммерческого управления ПАО «Галс-Девелопмент», рассказала о том, как трансформировался «Центральный Детский Магазин на Лубянке», объединив под одной крышей детско-семейный, молодежный и туристический потоки. Подтверждая, как важно взаимодействие с аудиторией,
Евгения Осипова, директор проектов ADG GROUP, привела пример реализации мобильного приложения для создания локального сообщества вокруг районного центра «Ангара». Поделившись опытом ТРЦ COLUMBUS
, Сергей Вадяев, управляющий директор ТРЦ COLUMBUS, добавил, что единого «рецепта» реновации нет, каждая ситуация индивидуальна и эффективность выбранной стратегии можно будет оценить только по изменениям финансовых показателей. По мнению
Алины Стрелковой, директора по развитию и коммерции группы объектов MALL MANAGEMENT GROUP, залог успешного функционирования объектов в грамотном управлении и постоянном обновлении, не дожидаясь критической ситуации.
В качестве модератора дискуссию возглавила
Наталья Якименко, генеральный директор Lynks Property Management.
Спонсорами Russian Breakfast at MAPIC выступили компании Raven Russia, Mall Management Group, Columbus и «Корпорация А.Н.Д.». Аналитическим партнером стала компания Cushman&Wakefield.
Смотрите фото с
«Русского завтрака», а также фото с
MAPIC 2019.