В 2018 г.X5 Retail Group начал выстраивать инфраструктуру для онлайн-коммерции. Осенью ретейлер договорился о создании совместного предприятия с Совкомбанком для развития сети постаматов, начал переговоры с другими операторами автоматизированных пунктов выдачи интернет-покупок. «Цель – адаптироваться к ретейлу следующего поколения, к новым способам шопинга», - сказал главный исполнительный директор группы Игорь Шехтерман.
У X5 почти два года работает онлайн-магазин на базе супермаркетов «Перекресток». В среднем покупатель тратит на perekrestok.ru около 3500 руб. – в 7 раз больше, чем в традиционном «Перекрестке», где за январь – сентябрь чек ненамного превысил 510 руб. Ретейлер не раскрывает, вышел ли проект в прибыль. Операционные результаты улучшаются, лаконичен директор по стратегии и развитию электронной коммерции «Перекрестка» Леонид Довладбегян.
«Ашан» также активно развивает одноименный интернет-магазин, а для своей стратегии развития этого канала даже придумал специальный термин «фиджитал» – от «физические» и «диджитал» – продажи. Весной гендиректор российского «Ашана» Франсуа Реми говорил в интервью «Ведомостям», что сайт уже сопоставим по оборотам с одним гипермаркетом. За 2018 г. интернет-продажи «Ашана» в России удвоились, в 2019 г. ретейлер ждет такого же роста.
Второй по обороту ретейлер «Магнит», всегда наиболее консервативно относившийся к онлайн-торговле, пока только планирует к ней подступиться. «Границы между онлайн и офлайн будут стираться. Заказ через мобильные приложения, click & collect, предзаказ – мы это будем предлагать», – рассказывала осенью в интервью «Ведомостям» гендиректор ретейлера Ольга Наумова. Онлайн-продажи еды действительно пока невелики. У «Перекрестка онлайн» за 2018 г., по прогнозу Довладбегяна, они могут дорасти до 1,2 млрд руб., а за три года – до 2% выручки формата. За девять месяцев 2018 г. продажи традиционных «Перекрестков» достигли 163,6 млрд руб. Получается, за год онлайн-канал пока не обеспечит и 1% оборота всех супермаркетов группы.
И это еще высокие для рынка цифры. По оценке гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, на продажи онлайн в российской продовольственной рознице в 2018 г. придется менее 1% рынка, с учетом других товаров повседневного спроса – около 1,5%. Аналогичные оценки у Ассоциации компаний интернет-торговли: доля онлайн-коммерции в продажах продуктов за 2017 г. – менее 0,17%, за 2018 г. – около 0,3%, говорит президент ассоциации Артем Соколов.