
Действительно, в течение прошлого года несколько крупных игроков вынуждены были закрыть свои клубы. Так, в канун Нового года из-за задолженности перед владельцами делового комплекса на ул. Тельмана закрылся фитнес-центр New Age Fitnes, по той же причине лишился помещения на пр. Бакунина центр «Галактика», с фитнес-клубом «Матрица» судится КУГИ. Чуть раньше, но тоже в 2011 году, прекратили свое существование два клуба одного из ключевых игроков рынка – сети «Планета Фитнес». Был закрыт также фитнес-зал сети «ФизКульт» в торговом комплексе «Светлановский», а владелец «Альфа-Групп» Михаил Фридман объявил о намерении избавиться от 30 %-й доли в Russian Fitness Group, управляющей спортивными клубами «ФизКульт» и World Class.
От комментариев по поводу случившегося сами операторы воздерживаются. Только в «Планете Фитнес» косвенно подтвердили факт существования определенных проблем: нежелание руководства отвечать на вопросы директор по продажам и маркетингу сети в Санкт-Петербурге Маргарита Кесарева объяснила тем, что в компании сейчас происходят глобальные изменения и любые высказывания могут навредить фирме.
В сложившейся ситуации помогли разобраться сторонние эксперты. Они рассказали, что рынок сейчас переживает не лучшие времена. Сказались последствия кризиса: рентабельность проектов упала, очень тяжело стало входить в бизнес. На этом фоне выдерживать конкуренцию для большинства участников рынка стало совсем не просто. Особенно если учесть, что после кризиса она сильно обострилась.
В течение всего 2011 года на рынок выходили новые сети. Например, First Family Fitness в марте открыла свой первый клуб в бизнес-центре «Фернан Леже» на Кондратьевском пр., «ЕвроФитнес» появился на пр. Науки, тремя новыми клубами пополнилась сеть Sculptors. Продолжилось расширение крупнейшей петербургской сети SportLife. Ее клубы открылись в составе двух новых торгово-развлекательных комплексов холдинга «Адамант» – «Балканский» и «ЛиговЪ».
Но наибольший прирост за год показала сеть Fitness House. Некоторые участники рынка убеждены, что именно веерное открытие клубов этой сети, которая появилась в Петербурге в 2007 году, спровоцировало кризис в сфере фитнес-услуг, по крайней мере в среднем сегменте. «Я думаю, что компания Fitness House сделала свое дело, – поясняет руководитель отдела продаж фитнес-центра «Евроспорт» Елена Исаева. – Это очень сильный игрок, хотя поначалу его серьезно не воспринимали. Но с первых дней существования на рынке они начали нещадно демпинговать, и это не могло не отразиться на остальных операторах. Выжить другим клубам, которые расположены по соседству, особенно если они находятся с ними в одном сегменте, очень сложно».
Госпожа Исаева уверена, что в прошлом году «Планета Фитнес» потеряла два клуба именно потому, что ее деятельность напрямую перекликалась с Fitness House. Обе сети делают ставку на мидл-класс, стараются предоставить максимально широкий набор услуг и предпочитают арендовать залы большой площади. Однако глава компании «Evolution – спортивный консалтинг» Тимур Беставишвили отмечает, что не только у «Планеты Фитнес» схожая с Fitness House концепция. Практически все клубы в Санкт-Петербурге идентичны. Именно в этом и состоит корень проблемы. «У нас сейчас довольно много фитнес-заведений в мидл-сегменте (при всей условности сегментирования в России). Они отчаянно конкурируют между собой, деля клиентскую массу людей, которые и так занимаются в фитнес-клубах. Очевидно, что городу больше таких клубов не нужно, но несмотря на это одинаковые клубы, которые различаются только названиями, продолжают строиться. В результате большая часть фитнес-операторов в Петербурге годами балансирует на грани рентабельности», – констатирует он.
Еще одна особенность петербургского рынка, которая также не способствует его гармоничному развитию и увеличению доходности объектов, – это локальная насыщенность. По словам заместителя руководителя отдела стратегического консалтинга компании Knight Frank St. Petersburg Михаила Гущина, большая часть фитнес-центров сконцентрирована на севере города. При этом в южных районах и в центральной части Санкт-Петербурга спрос на фитнес существенно превышает предложение.
Однако спрос этот, похоже, чисто гипотетический. Фитнес-услугами по-прежнему пользуется мизерная часть горожан. По оценкам компании «Evolution – спортивный консалтинг», в Петербурге регулярно занимаются спортом не более 2,8 % населения, в то время как в Лондоне фитнес-клубы посещают 20 % жителей, в Барселоне – 35 %, а в Берлине – почти 60 %.
Основная причина – высокая стоимость клубной карты. В секторе премиум-класса стоимость занятий составляет от 50 тыс. до 120 тыс. рублей в год. Клубы средней ценовой категории предлагают годовые абонементы существенно дешевле – примерно за 15–30 тыс. рублей. Однако и такую сумму единовременно заплатить готов далеко не каждый, учитывая, что, по данным Петростата, средняя заработная плата в Санкт-Петербурге в 2011 году составила 29 642 рублей. (Для сравнения: средняя стоимость годовой карты в США составляет $ 300). Снижать стоимость (да и то в незначительной степени) могут только сетевые операторы или игроки, имеющие некий параллельный бизнес. «Сетям в этом смысле легче, – объясняет Елена Исаева. – Если в одном фитнес-центре не выполняется бюджет, он перекрывается другим клубом. А одиночные игроки обязательно должны держать стоимость абонементов на определенном уровне, ниже которого опускаться нельзя».
Необходимость соблюдать жесткую ценовую политику объясняется высокими арендными ставками, которые устанавливают арендодатели. «Наш клуб, например, находится в Невском районе, у метро “Елизаровская”. То есть практически в промышленной зоне. Несмотря на это аренда зала обходится нам в 450 тыс. рублей в месяц. А есть клубы, которые ежемесячно платят и 700–900 тыс. рублей», – рассказывает она. При этом речь идет о фитнес-залах для одиночных операторов площадью от 600 до 1,5 тыс. кв. м.
Сетевых игроков, по словам директора по развитию компании ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate Людмилы Ревы, интересуют помещения от 1,5 тыс. до 5 тыс. «квадратов», поэтому они платят еще больше. «В среднем диапазон ставок на помещения под фитнес-центры в Санкт-Петербурге составляет от $ 180–400/кв. м в год», – уточняет заместитель директора департамента консалтинга компании Colliers International St. Petersburg Евгения Васильева.
«Заметная прибыль начинается тогда, когда на один квадратный метр площади приходится примерно 1,5 человека, которые оплачивают основные услуги в течение года. Условно говоря, если у вас клуб площадью 1 тыс. кв. м, то вас ежегодно должны посещать не менее 1,5 тыс. клиентов, оплачивающих ежегодное членство», – рассказывает г-н Беставишвили. «Свыше 20 % рентабельности получают клубы с наполняемостью более одного человека на 1 кв. м», – подтверждает заместитель директора отдела стратегического консалтинга компании Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге Андрей Косарев. Если следовать этой формуле, то кризис на рынке фитнес-услуг абсолютно объясним. Сегодня в фитнес-клубах города занимаются не более 160 тыс. человек, которым требуется около 106,6 тыс. кв. м площадей. Между тем, по разным оценкам, в городе в настоящий момент насчитывается от 370 до 400 клубов. Больше половины из них относят себя к категории премиуми мидл-класса и имеют залы от 1 тыс. до 5 тыс. кв. м. Простейший расчет показывает, что если даже брать минимальную площадь, которую занимает средний фитнес-центр в Петербурге, т. е. 1 тыс. кв. м, то сейчас клубов по меньшей мере в два раза больше, чем требуется.
У самих владельцев фитнес-центров не существует никаких иллюзий относительно реального положения дел. «Петербургский рынок насыщен фитнес-центрами даже больше, чем московский», – утверждает владелец федеральной сети фитнес-клубов бизнес- и премиум-классов «Икс-Фит» Игорь Лукашов. Тем не менее в 2012 году компания намерена открыть в северной столице свой второй фитнес-клуб (первый работает здесь с 2007 года).
Анонсирование новых проектов продолжают и другие операторы. Два новых клуба к уже 20 имеющимся намерена добавить сеть Fitness House, еще два фитнес-центра откроет новый оператор «ЕвроФитнес», спорткомплекс для сети ALEX fitness площадью 9 тыс. кв. м строится в Кудрово.
О планах одиночных игроков, доля которых на рынке составляет 70–80 %, ничего не известно. Однако эксперты считают, что в ближайшее время их количество вряд ли существенно возрастет. «Одиночному оператору открыть клуб с нуля сегодня очень сложно, – уверен директор по фитнесу фитнес-центра «Евроспорт» Сергей Константинов. – Сейчас те, кто хочет организовать свой клуб, предпочитают выкупить старый и просто более качественно его оснастить». По его словам, открытие зала площадью примерно 1,3–1,5 тыс. кв. м в мидл-сегменте обойдется в 5–7 млн рублей. Оснащение тренажерами – самая затратная часть в фитнес-клубе – входит в эту стоимость.
Но, в любом случае, развивать отдельно спортивную функцию более рискованно, поэтому наиболее разумные операторы предпочитают встраивать ее в торгово-развлекательные центры. Собственники торговых объектов также заинтересованы в подобном сотрудничестве, поскольку фитнес-центр может стать «якорем» для комплекса. «Данный тип арендаторов представлен в каждом третьем качественном торговом центре Санкт-Петербурга, суммарная площадь таких объектов составляет около 20 % от всего объема площадей, отданных под формат развлечений. Причем речь идет как о небольших спортивных клубах с несколькими залами, так и о крупных якорных арендаторах как, например, фитнес-клуб World Class в торгово-развлекательном комплексе «Атлантик Сити» на ул. Савушкина. Однако большой объем развлекательной составляющей и наличие конкурентов в окружении делают нецелесообразным его размещение здесь, как для собственника проекта, так и для самого арендатора», – предостерегает руководитель отдела исследований компании Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге Вероника Лежнева.
Эксперты убеждены, что кризис на рынке фитнес-услуг можно преодолеть только одним путем – отказаться от тиражирования одних и тех же форматов и начать внедрять новые. По мнению Тимура Беставишвили, в Санкт-Петербурге не хватает приемлемых по качеству комфортабельных женских клубов, а также небольших клубов формата «у дома». Проблема трафика и нехватки времени становится все более серьезной, поэтому территориальное расположение фитнес-центра имеет огромное значение. Господин Беставишвили уверен, что если у потребителя есть возможность посещать клуб, который находится в шаговой доступности, пусть и со скромным набором основных услуг, он скорее выберет именно его, чем клуб с более разнообразным пакетом предложений, до которого ему будет нужно добираться 40–50 минут.
В 2010 году «Планета Фитнес» заявляла о намерении открыть сеть клубов шаговой доступности в жилых и офисных комплексах под брендом «Фитнес Точка ру». Прошло почти два года, однако дело дальше одного зала на пр. Науки так и не пошло. Впрочем, в этом году фитнес-центры появятся в трех новых жилых комплексах в центре Санкт-Петербурга. Например, фитнес-клуб будет открыт в третьем корпусе премиального жилого комплекса «Парадный квартал», в «Резиденции на Суворовском» и на территории «Дома у моря» на наб. Мартынова.
Между тем процент желающих заняться спортом от появления этих фитнес-клубов не станет выше. Все премьеры расположены в элитных кварталах, соответственно, спортивные центры в них будут относиться к премиум-сегменту. А это значит, что жильцы этих домов, занимавшиеся в других люксовых фитнес-центрах, просто поменяют зал. Из-за этого еще больше просядет премиум-сегмент и усугубится кризис на рынке.
Эксперты считают, что настало время делать ставку на клубы шаговой доступности в эконом-сегменте. «В финансовом отношении этот бизнес намного более интересный, чем те же самые премиум-клубы», – убежден Тимур Беставишвили. Так же как, например, продуктовые дискаунтеры «ДИКСИ», которые есть практически в каждом квартале, являются более прибыльными, чем магазины, торгующие элитными продуктами питания, так и недорогой клуб площадью 250–500 кв. м принесет больше дохода, чем полупустые залы дорогих клубов. «Для того чтобы фитнес-клуб приносил прибыль, а не просто функционировал, нужно понимать, что это обычное коммерческое предприятие, продающее услуги, а не место, где тренируют спортсменов и готовят чемпионов. Его жизнеспособность определяется только прибыльностью, и ориентироваться надо не на собственный вкус, а на потребности реальных клиентов», – резюмирует он.