

Светлана Кузьмина, директор департамента торговой недвижимости Accent Capital:
— Популярность дискаунтеров объясняется двумя причинами: первая – рост реальных доходов не успевает за ростом цен, и все большая часть населения старается экономить на продуктах. И вторая: переход потребления к моделям онлайн-покупок и отказ от еженедельных закупок в гипермаркетах – стало удобнее ежедневно после работы зайти в магазин у дома и купить необходимые продукты, чем тратить половину выходных на поездку в гипермаркет. И, как правило, этими магазинами у дома стали либо дискаунтеры, либо магазины типа «ВкусВилл».
Кроме того, мягкие дискаунтеры действительно не позиционируют себя как «магазины для бедных», но как магазины шаговой доступности с набором товаров, необходимых в повседневной жизни. Этому способствует и ассортимент, близкий к магазинам среднего сегмента, и глубокое проникновение дискаунтеров в жилые кварталы, и сокращение размеров магазинов с одновременным улучшением оформления торговых залов.


Евгения Кузьминых, директор по управлению взаимоотношениями с арендаторами ADG group:
— Дискаунтеры посещают не только покупатели с невысоким доходом, но и клиенты со средним уровнем заработка и выше. Это связано с тем, что люди приходят к ним не столько за низкими ценами, сколько из-за удобного расположения рядом с домом, а также понятного ассортимента базовых товаров.
На фоне же усиления конкуренции со стороны маркетплейсов, дискаунтеры выигрывают за счёт более быстрой оборачиваемости и привычки потребителей покупать продукты в традиционной рознице. Скажем, если вам нужно купить пакет молока и упаковку яиц, вы с большей вероятностью потратите 10 минут на поход в магазин рядом с домом, чем будет ждать курьера 1–2 часа или переплачивать за экспресс-доставку, которая делает такие мини-заказы невыгодными. Это даёт дискаунтерам конкурентное преимущество перед онлайн-магазинами.



Сергей Нюхалов, генеральный директор УК «Аструм Недвижимость», управляющей коммерческой инфраструктурой ГК «Гранель»:
– В наших ЖК мы видим, как представители среднего класса осознанно выбирают такие магазины не из-за экономической необходимости, а исходя из принципов рационального потребления. Сегодня покупатели не готовы переплачивать за брендинг и маркетинг, предпочитая качественные товары по справедливой цене.
Так что дискаунтеры окончательно избавились от имиджа «магазинов для бедных» и в настоящее время позиционируют себя как формат разумного потребления. Они делают ставку на ограниченный, но тщательно отобранный ассортимент товаров первой необходимости, что особенно актуально для жителей новостроек, ценящих свое время. Одним из заметных трендов является премиализация — новые игроки улучшают дизайн торговых залов и качество сервиса, сохраняя при этом основные принципы работы.
При этом мы наблюдаем агрессивную экспансию дискаунтеров с жесткими условиями договоров аренды и рамками арендных ставок. Такие сети не готовы тратить большие деньги на аренду, что делает их менее привлекательными для многих девелоперов по сравнению с магазинами «у дома», готовыми платить более высокие ставки. Однако магазины низких цен востребованы у резидентов ЖК и формируют базовую инфраструктуру новостроек.
Кроме того, формат успешно адаптировался к омниканальности и активно присутствует как на площадках партнеров-маркетплейсов, так и на собственных платформах. Они не воспринимают онлайн как угрозу, а рассматривают его как дополнительный канал продаж, умело балансируя в изменившейся модели покупок. Сегодня покупатели предпочитают оформлять заказы на планируемые покупки — такие как крупы и бытовая химия — через интернет, тогда как в оффлайн-магазины они отправляются преимущественно ради товаров повседневного спроса.
Ну а в будущем наиболее востребованы будут помещения в густонаселенных ЖК эконом и комфорт-класса в Москве и области. Оптимальные параметры — 300-500 кв. м с обязательными зонами разгрузки и парковочными местами. Фокус сместится на новые микрорайоны с формирующимся сообществом жителей, где можно обеспечить предсказуемый трафик и выстроить долгосрочные отношения с аудиторией. При этом дискаунтеры сохранят принцип поиска разумного баланса между качеством местоположения и экономической эффективностью проекта.


Александр Бражко, координатор федерального проекта «#За честные продукты!»:
– Сформировав потребительскую базу, предприниматель, очевидно, старается ее удержать. В этом направлении дискаунтеры и ведут планомерную работу: «свежий» ремонт, удобство для покупателя, ассортимент. Основное конкурентное преимущество магазина – низкая цена – теперь сохраняется не только в фактической, но и в «виртуальной» среде.
Проблема пришла с другой стороны. Традиционная розница в погоне за маржей снизила контроль уровня качества реализуемых продуктов питания. Риск купить по более высокой цене товар плохого качества – растет. Теперь низкая цена не всегда ассоциируется с низким качеством, а в отсутствии простых способов идентификации, покупатель не уверен, что он получает то, на что рассчитывает.
Ну а что касается конкуренции с интернетом, то для того, чтобы потребитель полностью доверил свой бюджет маркетплейсу, необходимо время. Говорить о системном изменении структуры рынка пока преждевременно.
