

Вадим Прасов, управляющий партнер, ООО «Альянс Отель Менеджмент», вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России:
– Чуть больше половины представленных ранее международных брендов покинули Россию, в том числе, Marriott, Intercontinental Hotel Group, Hyatt. Оценивать, как они ушли, откровенно говоря, не вижу смысла, поскольку это их выбор, и он явно находится вне пределов юридического поля. В каком-то случае контракт был приостановлен, в каком-то – расторгнут, но, при всей политизированности ситуации, юридические мотивы к расторжению найти сложно.
К тому же, часть брендов (Accor, Hilton, Radisson) продолжили работу, а это означает, что возможности для этого были у всех игроков. При этом представители того же Accor в публичных выступлениях подчеркивали, что оставались с гостями, сотрудниками и владельцами отелей в любой ситуации, независимо от происходящих вокруг событий.
Те бренды, которые остались, продолжают работать в рамках текущих договоров и объектов, но не подписывают новые проекты/отели. В абсолютном большинстве случаев гостиницами управляют те же команды топ-менеджеров, которые делали это ранее. В некоторых случаях отдельные руководящие сотрудники покинули проекты, на их место владельцы отелей – я уверен – привлекли не менее опытных менеджеров. Основная масса сменила вывеску и названия, привыкли работать без корпоративных каналов продаж, создали собственные программы лояльности.
Поскольку команды управленцев в каждом из отелей, по сути, остались в прежнем составе, было бы странно предполагать падение сервиса и качества в этих отелей. В отдельных случаях наоборот, менеджменту отелей, сменивших названия, теперь нужно стать еще лучше, чтобы доказать свое право на место под солнцем. Да, произошли корректировки меню, определенных услуг, чуть больше упора стало на детей – в целом, ничего экстраординарного, на мой взгляд. Пришлось отказаться и от некоторых привычных марок парфюмерно-косметической продукции, отдельные фудсервисные поставщики более не работают с Россией, частично – сократился ассортимент алкоголя. Но в целом – ничего значительного.
Ну и могу предположить, что далеко не все собственники отелей готовы будут продолжить работу с ушедшими брендами после изменения ситуации с международными санкциями в адрес России и российского бизнеса.



