


Виктор Садыгов, представитель Ассоциации AREA, генеральный директор Nika Estate:
– Зарубежные компании продают свои активы компаниям-конкурентам, те же, в свою очередь, масштабируют свой бизнес уже на «прикормленных локациях». Некоторые даже высматривают еще работающих конкурентов, которые скоро уйдут, и бывает, что выходят на переговоры первыми со своим предложением. Арендуют, покупают вплоть до зарубежного оборудования, если оно качественное и подходящее для их деятельности.
Кейсов много: начиная от пиццерий, заканчивая прогрессивными сайтами в сфере IT. Также в сфере интересов – производства, склады (компании покупают /арендуют складские помещения, чтобы вести там деятельность), аренда жилья. Отели, целые здания тоже переводят на граждан РФ для продажи. Очень востребованными стали готовые арендные бизнесы – помещения с арендатором, приносящие прибыль (это в 2–2,5 раза прибыльнее, чем квартиры). Арендатор заходит на срок от года до пяти лет, и это дает возможность инвестору заниматься другими проектами или основным бизнесом.





Марина Харитонова, генеральный директор Accent Capital:
– По данным консультантов, доля иностранных компаний в инвестиционных сделках могла достигать 30%, в этом году объем продажи активов иностранными компании останется все еще большим, но, вероятнее всего, упадет до 20%. Те, кому необходимо было выйти срочно, выходили с дисконтами, те, кто готов был взять на себя, в том числе, политические риски, будут ждать более подходящего момента, но так или иначе доля иностранных продавцов в инвестиционных сделках будет сокращаться.
Инвесторы приобретают те активы, в которые верят. По-прежнему наблюдается высокий спрос на логистическую недвижимость, поскольку она стабильно показывает «стрессоустойчивость», однако объем качественного предложения очень ограничен, поэтому по объему сделок на первое место по итогам прошлого года вышла офисная недвижимость. Причина – наличие качественного привлекательного предложения и рост спроса как на аренду, так и в инвестиционных целях. Стоит отметить, что «охлаждение» спроса на торговую недвижимость в последнее время обманчиво, поскольку в этом сегменте инвесторы рассматривают в основном стабилизированные качественные активы, способные противостоять глобальным негативным тенденциям. А такие активы собственники не торопятся отдавать с большими дисконтами. Те же активы, по которым предлагают большой дисконт, имеют, как правило, либо явные, либо скрытые уязвимости.
Однако для тех инвесторов, которые имеют опыт в управлении и способны оценить инвестиционные перспективы объекта, особую привлекательность, на наш взгляд, сегодня приобретают непрофессиональные районные ТЦ площадью от 10 000 м2 . Будучи наиболее устойчивыми объектами среди торговой недвижимости, практически не потерявшими трафик ни в пандемию, ни после февраля 2022 года, районники становятся перспективными инвестиционными объектами.
Рост объема инвестиций в гостиничный бизнес в I квартале 2023 года обусловлен несколькими крупными пакетными сделками, однако ввиду государственной поддержки создания внутренней туристической инфраструктуры спрос на такие активы будет поддерживаться в будущем.
Тренда на «покупку без оглядки» мы не наблюдаем, инвесторы очень тщательно отслеживают текущую ситуацию на рынке и прогнозы, стараясь просчитать все риски на максимально возможный срок.
