Евгения Махнева, основатель консалтинговой компании для собственников и управленцев в ресторанном бизнесе Management Factory:
- Такие ритейлеры действительно становятся конкурентами для небольших кофеен и корнеров фаст-фуда. Быструю еду, которую клиенты получали там, они стали покупать в продуктовых сетях.
Раньше ведь готовая еда для ритейлеров была трендом, а сейчас стала обязательной программой, и появляется на прилавках магазинов любых уровней – будь то “Пятёрочка” или “Азбука вкуса”.
Стоит отметить и расширение ассортимента: когда-то это были только салаты и горячие блюда, а теперь к ним добавились десерты, супы и завтраки, «здоровое питание» и разные виды кухонь (русская, японская, арабская и т.д.). Однако наиболее популярными остаются всё-таки базовые позиции, к которым покупатели привыкли со времен столовых: борщ, салаты “Цезарь”, “Оливье”, “Сельдь под шубой”. И, конечно, несмотря на то, что готовая еда появляется на полках любых магазинов, ее ассортимент и качество, очевидно, зависят от уровня и позиционирования ритейлера: в “Пятерочке” можно найти классические салаты (“Оливье”, “Сельдь под шубой”), а в “Азбуке вкуса” готовые блюда будут с хумусом и авокадо.
Сильную позицию в ритейле с готовой едой занимает “ВкусВилл”, который раньше всех начал развивать направление, имеет большой ассортимент, работает с разными форматами производителей и постоянно расширяет линейку. Сейчас именно “ВкусВилл” стал стремительно занимать и нишу “магазина-доставки”, доставляющий готовые блюда за тридцать минут. В итоге магазин стал прямым конкурентом, например, “Кухни на районе”.
Однако ритейлеры не будут конкурентами ресторанам с официантами, большим меню и авторской кухней. Когда клиенты приходят в заведения с обслуживанием, они ведь хотят получить не только вкусную еду, но и атмосферу, комфорт, сервис. Еда на вынос же просто заменяет повседневный прием пищи или формат бизнес-ланча.
Конечно, направление и дальше будет развиваться, ритейлеры – расширять линейки блюд, например, в виде отдельного ЗОЖ-направления, начиная предлагать уже еду “ресторанного” уровня, но в формате доставки. Всё более популярными будут становиться и игроки, предлагающие меню на неделю.
Анастасия Шаркова, директор проектов ADG group:
- Пока такие зоны в магазинах не создают атмосферы ресторана/кафе, и это, скорее, альтернатива обеду/завтраку / ужину вне дома, но – не полноценная замена ресторанам.
Мы хорошо видим это на примере районных центров «Место встречи»: клиенты приходят за готовой едой в супермаркет с тем, чтобы быстро перекусить в обеденный перерыв или не готовить дома, когда у них мало времени. Офисные работники часто пользуются сервисом доставки готовой еды, покупают продукты кулинарии в магазине неподалеку из-за нехватки времени.
А вот фуд-холлы, рестораны и кафе – часть развлекательного направления, туда приходят, чтобы пообщаться с друзьями, насладиться музыкой или принять участие в развлекательной программе. Этот паттерн особенно заметен в выходные.
Что касается интересных концепций в сегменте готовой еды, то выделю «Братьев Караваевых» и «Бруснику». Мне интересно наблюдать и за компанией «Нефтьмагистраль», которая амбициозно развивает сеть кулинарий «Гурманика».
Михаил Гончаров, основатель сети «Теремок»:
- Самые интересные проекты – у Eurospar и Globus. Они занимают нишу ситуационного перекуса, взамен тонаров и киосков, фудтраков. Но даже ресторан формата «фаст кэжуал» в рамках магазина с продуктами оценивается клиентом как «инородное тело» (за исключением ритейлового премиума, вроде «Азбуки вкуса»). Поэтому я считаю подобные концепции, скорее, конкурентом вредному классическому фастфуду. В ритейловых точках и ассортимент больше, и еда лучше, и интерьер/мебель другого качества. Угрозы же для ресторанов формата «фаст кэжуал» и, тем более, «кэжуал дайнинг», я не вижу.