

тенденцией последних двух лет. До конца 2022-го Евгений Бумагин ожидает, что тренд на рост доли свободных площадей сохранится и достигнет 6–7%.
Алексей Смердов, инвестиционный директор PARUS Asset Management:
– Продуктовый ретейл – один из активно развивающихся сегментов, особенно если говорить про сегмент дискаунтеров. В частности, можно отметить формат «Чижик» у компании X5, «Да» у группы «О’кей» и т.д. Имея финансовые возможности и ожидая роста выручки за счет инфляции, эти игроки активно ведут переговоры по развитию логистической инфраструктуры. При этом за II квартал доля продуктового сегмента в сделках аренды была менее 10%. Операторы, безусловно, стремятся использовать момент турбулентности, фиксируя выгодные условия на длительный срок. Мы также ожидаем новых сделок в сегменте BTL, возобновление переговоров по которым можно видеть уже сейчас. Сегмент продуктового ретейла, безусловно, один из самых стабильных, однако уровень неопределенности снизится только к концу года, что даст толчок развитию другим сегментам.

При этом Константин Фомиченко, региональный директор, директор департамента индустриальной и складской недвижимости NF Group (ex-Knight Frank Russia), отмечает резкое снижение спроса в регионах России начиная с марта: 2/3 всего объема сделок в регионах пришлись на первые два месяца года. Для сравнения: в Московском регионе спрос сохранялся на протяжении всего периода. Розничные ретейлеры стали основными драйверами спроса с долей в 42% общего объема спроса (145 тыс. кв.м), опередив игроков сектора e-commerce, чья доля сделок составила 31% (107 тыс. кв.м). В Московском регионе, где общий объем спроса по предварительным итогам девяти месяцев составил 758 тыс. кв.м, сектор онлайн-торговли остался основным потребителем складских площадей, заняв 47% в объеме спроса (359 тыс. кв.м). На сектор розничной торговли пришлось 8% объема сделок (61 тыс. кв.м). Такая ситуация объясняется тем, что вышедший на рынок объем площадей по предложениям как прямой аренды, так и субаренды ставит арендаторов в выигрышные условия, которые наиболее выгодны для компаний сектора онлайн-торговли, занимающих предлагаемые площади вблизи МКАД по привлекательным ставкам. Также причиной является тот факт, что для традиционных ретейлеров эффективнее построить склад по схеме BTS, однако с учетом текущей ситуации игроки взяли паузу для пересмотра долгосрочных планов. «Абсолютное большинство сделок с розничными ретейлерами по всей стране в этом году было заключено в I квартале: это были сделки, которые планировались еще в прошлом году, – констатирует Константин Фомиченко. – За последние полгода компании рассматривали только готовые площади, сделки заключались по схеме спекулятивной аренды. Пока игроки из сферы ретейла не принимают решений об инициации BTS-проектов, однако в дальнейшем мы ожидаем, что они вернутся к данному формату, так как он является наиболее удобным для этого типа арендаторов».
Мария Мартынова, заместитель исполнительного директора компании «Курьер Сервис Экспресс»:
– Бизнес старается закупить товар впрок и переместить его с точек розницы для хранения или реализации через другие каналы/витрины, чего раньше не было. Все эти запасы должны где-то находиться, именно на этом и сосредоточатся складские комплексы, поэтому пока рано говорить о сокращении потребности в складах как таковых. Однако в дальнейшем будет пересмотрено их наполнение, ведь уже сейчас многие компании ориентируются на рынки стран СНГ и выстраивают свои операции с ними. Но инфраструктура складов в этих государствах не рассчитана на рост оборота товаров, в связи с чем храниться они будут все равно в России. Так, в Казахстане найти склад класса А или хотя бы В – это нерешаемая задача. Такой инфраструктуры там просто нет, и каких-либо инвестиционных планов на этот счет также озвучено не было.

Ханяфи Хасянов, управляющий директор компании «Мультиколд»:
– Владельцы бизнеса прекрасно осознают, что в сложившихся условиях деньги выгоднее хранить в товаре, поэтому мультитемпературная логистика по-прежнему востребована. Нестабильная ситуация с валютой, поставками – все это меняется слишком быстро, значительно выгоднее «заморозить» товар на будущее. В итоге в нашем сегменте процесс идет так активно, что из-за дефицита мультитемпературных площадей клиенты вынуждены хранить часть товара в рефрижераторах, которые припаркованы на территории склада и ждут очереди.
Конечно, ряд компаний-производителей и продавцов продуктов сегодня оказались не в самой стабильной ситуации. В итоге они теперь рассматривают альтернативные варианты для аренды складских площадей: те, кто ранее размещался на территориях класса А, присматриваются к площадкам класса В, что позволит им сэкономить. Но это, очевидно, не касается крупных компаний, для которых важны определенные технические параметры складских помещений; их миграцию из одних помещений в другие мы вряд ли будем наблюдать, поскольку такие изменения серьезно влияют на бизнеспроцессы. Например, высота потолков в помещениях класса А составляет 18 метров, и это позволяет клиенту «расти вверх». В то время как в помещениях класса В высота потолков всего 8 метров, и, значит, им придется искать новые площади и увеличивать бюджет. В итоге далеко не каждая компания будет готова пересматривать свои складские площадки: вместе со сменой склада им придется ведь ломать весь производственный цикл и полностью перенастраивать все процессы. Особенно если речь идет о высокотехнологичных мультитемпературных площадях.

в малотоннажный транспорт для распределения по точкам и конечным потребителям). Но эту схему можно назвать новой только условно: например, у нас в распределительном центре «Ашан» такая схема была предусмотрена изначально, еще в 2017 году.