
или юридическими лицами – участниками внешнеторговой деятельности сделках, осуществляемых в области внешней торговли товарами, работами, услугами, информацией и (или) интеллектуальной собственностью в целях обеспечения потребностей внутреннего рынка Российской Федерации, распространение которых может повлечь за собой введение новых иностранных санкций в отношении сторон таких сделок. Распространение указанной информации допускается только с письменного согласия ее обладателя – российского физического или юридического лица – участника внешнеторговой деятельности, совершившего или планирующего совершение сделки. Данные поправки нацелены на закрытие доступа недружественных иностранных государств и организаций к сведениям, раскрытие которых может усилить санкционное давление на экономику РФ, подчеркивает Сергей Трахтенберг. По сути, контрсанкционная информация – это распространяемые в публичных источниках сведения о поставках в Россию товаров, работ или услуг, включенных в тот или иной санкционный список (иными словами, информация об успешном обходе российскими участниками рынка ранее введенных иностранных санкций). Соответственно, вводимое ограничение на распространение такой информации должно оградить от возможных новых санкций лиц, которые в текущих реалиях пытаются выстраивать новые логистические цепочки с тем, чтобы восполнить возможный товарный дефицит в России, добавляет эксперт.Виталий Можаровский, партнер, Alumni Partners:
– Инициатива похожа на поведение маленького ребенка, который закрывает ладошками глаза и уверен, что он спрятался и его тоже никто не видит. Если цель этой инициативы – ограничить доступ российских журналистов и вообще российских граждан и налогоплательщиков к такой информации, то, думаю, это решение в какой-то мере может усложнить оперативный доступ, но, разумеется, никак не исключить доступ к ней, учитывая существующий уровень коррупции.
Но что выглядит реально забавным, так это наивная вера: российским законом можно ограничить доступ к «зеркальной», то есть точно такой же, информации в других суверенных государствах – ведь внешняя торговля (в отличие от внутренней) подразумевает участие в ней как минимум двух (а часто – и более) государств: их таможенных, пограничных, налоговых, статистических и других ведомств.

13.14 КоАП РФ в форме административного штрафа на граждан в размере от 5 000 до 10 000 рублей; на должностных лиц – от 40 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей. «Представляется, что для целей взыскания убытков на практике может быть действительно достаточно проблематично доказать причинно-следственную связь между публикацией какой-либо информации и введенными иностранными санкциями, – указывает Сергей Трахтенберг. – Однако мы не исключаем, что в случае фактического введения новых санкций против каких-либо участников внешнеторговой деятельности российские суды будут презюмировать наличие такой причинноследственной связи, с тем чтобы обеспечить работоспособность данной нормы закона».
российской компании в рамках параллельного импорта или разглашение информации о сделке по отчуждению недвижимости путем продажи долей в уставном капитале российского юрлица, принадлежащих иностранной компании. Во всем информационном потоке, на наш взгляд, всегда можно найти зацепку, неточность формулировки в новостной статье или банальный вброс. И это касается всех сегментов бизнеса. Однако и внешнеэкономическую деятельность ведут далеко не все компании на рынке. Склоняемся к тому, что закон больше направлен на СМИ и призван к установлению благоприятной тишины, чтобы, как говорится, “не сглазить”. В перспективе же рынок выработает механизм, который устроит всех участников и позволит аккуратно и вдумчиво публиковать достижения отечественного бизнеса».Кирилл Лапин, управляющий партнер международной консалтинговой группы Seitenberg (Австрия):
– Нововведение может усложнить и так уже довольно напряженные отношения России с иностранными партнерами. Чем меньше у вас информации о контрагенте, тем сложнее начать с ним работу. Более того, введение закона не означает, что он будет действовать по всему миру в отношении российских участников внешнеторговой деятельности. Тот, кто ищет информацию, с большой вероятностью найдет ее, но обходным путем.
Существуют базы данных экспортно-импортных операций, которые содержат в себе полные декларации участников внешнеэкономической деятельности страны, сведения об оформленных товарах с указанием номеров деклараций, ИНН отправителя, получателя и прочего. И если, например, вы вывозите что-то из Турции, благодаря базе данных можно будет точно найти, что и когда вы везли. Зато доверие в глазах потенциальных контрагентов можно будет потерять.
Закрытие информации будет тормозить весь процесс сотрудничества, от сделки до оплаты. Особенно усложнится ситуация с банковской системой, ведь комплаенс никто не отменял. Исчезновение информации о контрагенте затруднит расчеты между иностранным контрагентом и российским. К примеру, я нахожусь в Австрии, и мне нужно принять определенную сумму от российского клиента. Для этого мне необходимо предоставить объемный пакет документов, часть из которых уже может быть скрыта, в местный банк, иначе платеж не пройдет.
Сейчас актуальнее вопрос не закрытия информации, а предоставления доступа к ней, причем в максимально понятном виде. Существует огромное количество санкций, в которых легко запутаться. Компаниям важно понять, что попадает под санкции, с кем работать можно, а с кем нет. На Западе все еще недостаточно юристов, которые хорошо разбираются в этой узкой теме, ведь полгода назад она мало кого волновала.

Алексей Новиков, управляющий партнер Knight Frank Russia:
– Данный законопроект в первую очередь окажет влияние на СМИ и журналистов – тех, кто профессионально занимается распространением информации. Консультанты по недвижимости традиционно подписывают соглашение о неразглашении при входе в сделку, так как публичная огласка может только помешать ее успешному проведению. Поэтому любой консультант априори мотивирован к сохранению конфиденциальности подобной информации и может давать публичные комментарии только после согласования с клиентом. Безусловно, новый закон требует внимательного изучения с целью его неукоснительного соблюдения, однако никаких глобальных изменений в работе консультантов не предвидится.