Сбербанк в проекте «СберДанные» (инициатива по обработке и анализу больших данных) исследовал рынок потребительского кредитования. Так, были рассмотрены динамика зарплат, ставок, сроков и величины кредитов, рефинансирование, структура расходов и другие аспекты, пишет new-retail.ru. Мощным, но разовым фактором стал рост номинальных зарплат, особенно самых маленьких, в 2017-2018 гг. По данным Сбербанка, средняя зарплата клиентов, которые в 2017 г. получали до 15 тыс. руб., в 2018 г. увеличилась на 42%.
Результаты прочих категорий были более скромными: темп роста зарплат плавно снижается с 17% за год для работников, получавших в 2017 г. в среднем 15-30 тыс. руб., до всего 4% для сотрудников с зарплатой более 100 тыс. руб. За два года произошло снижение стоимости не только новых, но и многих уже выданных кредитов за счет их рефинансирования и снижения ставок самими банками. Это примерно на 20% увеличило потенциальный размер рынка. По оценке аналитиков банка, в 2018 г. около 17% выданных ипотечных кредитов и 14% выданных потребительских кредитов были связаны с рефинансированием. Выдачи нецелевых потребительских кредитов выросли за год на 24%. В целом же в России на необеспеченные потребкредиты приходится 69% неипотечного кредитования, на втором месте — кредитные карты (10% всего рынка кредитования физлиц). Именно они, полагают аналитики Сбербанка, вероятно, будут играть более важную роль, чем нецелевые потребительские кредиты.
Сбербанк также смог оценить и структуру их использования. Оказалось, это вовсе не расходы на то, чтобы «свести концы с концами», а совсем наоборот. Около половины явно связаны с ремонтами (22% «видимой» части расходов). Либо речь шла о покупке товаров длительного спроса (18% «видимых» расходов — электроника, бытовая техника, мебель, одежда). Далее следуют расходы на авто (не покупка машины, а скорее ремонты, запчасти и т.п.). На третьем месте — туризм и отдых (7%) и переводы (8%), за которыми отчасти может скрываться та же оплата труда рабочих-ремонтников.