В России продажи игрушек, выпущенных по лицензии от видеоигр, за год с мая 2018 г. по май 2019 г. увеличились на 68% – а весь рынок лицензионных игрушек, с героями фильмов и мультфильмов, всего на 2%, пишут «Ведомости». Повышенный интерес к лицензионным игрушкам, созданным по мотивам видеоигр, – мировая тенденция, указывают аналитики NPD: в пяти крупнейших странах Европы – Великобритании, Германии, Франции, Испании, Италии – рост составил 146%, в США – 55%. Продажи игрушечных персонажей мультфильмов и кино стагнируют последние два года, это связано прежде всего с сокращением продаж по самым популярным лицензиям – «Звездные войны», «Принцессы Диснея» и «Холодное сердце», указывает эксперт рынка игрушек российского отделения NPD Ирина Седова.
Среди игрушечных героев видеоигр, по ее словам, напротив, оживление: покупатели переключаются на игрушки с новым контентом, чаще обновляемым, актуальным и модным, это персонажи мультсериалов, манга, видеоигр и другого цифрового контента. У игрушек, выпущенных по лицензиям видеоигр, особенная аудитория, по данным NPD: в основном это подростки старше 12 лет, которые сами определяют свой досуг, играя, в частности, в видеоигры, и такие же взрослые. Последних аналитики NPD называют кидалты (от английского kid – «ребенок» и adult – «взрослый») – т. е. взрослые, сохранившие детские привычки. «Кидалты становятся заметной группой потребителей – с 2015 г. их траты на игрушки выросли на 20%, хотя рынок в целом не увеличивался», – указывает Седова. Самыми популярными в России игрушками, созданными по мотивам видеоигр, по версии NPD, стали герои игры-конструктора Minecraft (в ней игроки собирают ресурсы и строят из блоков дома, транспорт, готовят еду и др.), игры на выживание Fortnite (нужно собирать ресурсы и сражаться друг с другом или против оживших мертвецов), ролевой игры по мотивам японского аниме Little Battlers Experience (надо собирать маленьких роботов для сражений), игры – танковые сражения World of Tanks и головоломки Angry Birds, где птицы защищают гнезда от свиней.
Глобальная пятерка самых популярных видеоигр выглядит несколько иначе: вместе с Minecraft и Fortnite это Super Mario Brothers о приключениях водопроводчика Марио, который преодолевает разные препятствия и даже спасает принцесс от драконов, платформа Roblox, на которой можно создавать собственные игры практически в любом жанре, и шутер Overwatch, где команды игроков сражаются друг с другом.