
Согласно данным аналитической компании Infoline, лидеры российской продовольственной розницы замедляют экспансию, пишут «Ведомости». Так, к 1 июля 2018 г. по сравнению с началом года торговые площади 200 самых крупных продовольственных сетей в России выросли на 2,6% и превысили 23,5 млн кв. м. По-прежнему основной рост торговых площадей обеспечила семерка лидеров – X5 Retail Group, «Магнит», «Лента», «Дикси», «Ашан», Metro Cash & Carry и «О’кей».
Но темп роста замедлился: если в апреле – июне 2017 г. торговые площади у 200 сетей увеличились на 660 800 кв. м, то в этом же квартале 2018 г. – на 573 400 кв. м. Как сообщил представитель «Магнита», за первое полугодие 2018 г. сеть закрыла 202 магазина. Это связано «с нерентабельностью некоторых объектов, изменениями условий аренды и другими обстоятельствами», - пояснил он. Кроме того, по словам экспертов, Х5 и «Магнит» подошли к порогу, когда ФАС вводит ограничения на открытие новых магазинов.Такие ограничения применяются, если сеть достигает 25%-ной доли в торговле продовольствием в муниципалитете и регионе.
Наиболее актуально это для X5. В Петербурге доля Х5 к концу 2017 г. достигала 23,86%. Но в конце 2017 – начале 2018 г. X5 купила супермаркеты «О’кей-экспресс», поэтому доля X5 в Петербурге по итогам 2018 г., возможно, будет выше 25%. Ограничения на развитие X5 есть и в нескольких муниципалитетах Московской области, подтверждает представитель сети, не раскрывая деталей. Что касается Москвы, то тут X5 и ее конкуренты еще не скоро столкнутся с ограничениями: по данным УФАС по Москве, доля X5 в столице – 16% (+3 п. п. за год).