
Считается, что рынок складов индивидуального хранения (self storage) в России начал развиваться с 2008 года (для сравнения, в США он ведёт развитие ещё с 60-х годов прошлого века), это были единичные проекты в формате стартапов, ведь формат на тот момент был незнаком российской аудитории, и потенциальную ёмкость спроса оценить было крайне сложно. Со временем всё больше людей узнавали о возможности хранения вещей вне дома, а изменения в жилищном строительстве и моделях потребления делают сегмент востребованнее с каждым годом.
Сейчас рынок индивидуального хранения уже не так молод, за прошедшие годы появились крупные профильные операторы, сети которых не ограничиваются несколькими объектами в одном городе, а выходят на федеральный уровень. Всего же, по оценкам аналитиков, в Москве действует около 100 складов индивидуального хранения, а в Петербурге – более 50. Рост востребованности формата год к году оценивается в 9-10%.
Одним из ключевых драйверов развития рынка в столичном регионе стал Safebox.
Справка:
В Москве и Санкт-Петербурге плотная застройка и активный ритм жизни приводят к тому, что вопрос организации домашнего пространства выходит на первый план. По данным опроса клиентов Safebox, причины обращения к складам индивидуального хранения распределяются так:
Такой разброс причин показывает, что хранение вещей стало не «временным решением», а частью современной городской культуры — где ценится комфорт, порядок и гибкость. Часто первый контакт происходит в момент жизненных изменений: ремонт, переезд, открытие бизнеса. Однако уже через несколько месяцев большинство осознает, что хранение вещей — это не временная мера, а способ упорядочить пространство.
Формат складов хранения вещей вписался в ритм мегаполиса. Жителям он дает возможность жить без лишнего, компаниям — работать компактно и эффективно. В Safebox отмечают, что развивать этот сегмент надо не как складскую недвижимость, а как элемент городской инфраструктуры — доступный, эстетичный и технологичный. Склады должны размещаться в локациях с удобным транспортным доступом и всегда аккуратно интегрироваться в городскую среду. Это не промышленные здания, а современные пространства, которые выглядят опрятно и вызывают доверие у клиентов.
Жители мегаполисов всё чаще стремятся избавиться от ощущения захламленности. Хранение вещей помогает поддерживать порядок, не отказываясь от необходимых предметов — от сезонного инвентаря до мебели, книг и семейных вещей.
Кроме того, услуга стала частью нового подхода к организации пространства:
Это формирует у горожан новую культуру порядка — жить в более чистом, свободном и упорядоченном пространстве.
Более 14 % клиентов таких складов — это представители малого и среднего бизнеса. Именно они первыми оценили гибкость формата: предприниматели арендуют небольшие боксы для хранения товара, упаковочных материалов, выставочного оборудования и архивов. В частности, селлеры маркетплейсов используют self storage в качестве альтернативы фулфилмент-центрам: здесь можно хранить товар, собирать заказы, маркировать и готовить к отгрузке. 20 % бизнес-клиентов используют свои боксы как мини-офисы или рабочие зоны. Такой формат особенно востребован у ИП и стартапов, которым важна мобильность и отсутствие долгосрочных арендных обязательств.
Основная же часть клиентов складов индивидуального хранения – это традиционно частные лица.
Safebox стал частью новой привычки горожан — хранить вещи удобно и без стресса.
Клиенты отмечают, что аренда бокса помогает упорядочить жизнь: избавиться от хаоса в квартире, не захламлять балкон, создать уютное пространство дома.
Хранение вещей перестало быть вынужденной мерой и стало признаком рационального подхода к организации жизни.
Рынок хранения вещей в России находится в активной стадии роста. По сравнению с Европой, где на тысячу жителей приходится 0,7 кв. м площадей хранения, в России этот показатель пока не превышает 0,05 кв. м. Динамика развития рынка говорит об огромном потенциале роста доходности в перспективе ближайших 10-15 лет как минимум.
Среди предпосылок важно отметить возрастающую мобильность населения, которая, в том числе, будет поддерживаться инициативой Правительства по переносу штаб-квартир крупных компаний в «домашние» регионы, а также росту внутреннего туризма. Эти факторы подразумевают привлечение специалистов в разные регионы на достаточно длительный срок, что делает логичным сдавать квартиру в Москве в аренду, перевезя личные вещи на склад, на время 2-3 летней проектной работе в Новосибирске или Екатеринбурге, например.
Таким образом, рынок получит дополнительный импульс к развитию, и здесь сами собой напрашиваются франчайзинговые модели. Сейчас таких предложений немного, но они появляются. Например, Safebox предлагает предпринимателям готовую бизнес-модель: помощь в выборе участка, проектировании и строительстве, доступ к IT-платформе, CRM, маркетинговым инструментам и поддержке опытной команды.
Подробнее о складах индивидуального хранения и франшизе Safebox — на сайте safe-box.ru.