
26-28 ноября на Пхукете состоится первый Российско-Таиландский Инвестиционный Форум 2025. В преддверии этого события о перспективах развития отношений между двумя странами, возможностях для бизнеса и инвестиций мы поговорили с Иваном Демченко, главой Российско-Таиландского делового совета, председателем правления металлургического холдинга Новосталь-М.
- Почему вас так интересуют рынки Таиланда и Юго-Восточной Азии? Не хватает возможностей в «домашнем» регионе?
Точно не хватает. Надо понимать, что в нашем портфеле 80% — это экспорт, поэтому мы очень зависимы от зарубежных рынков. А Таиланд – крупнейший импортёр строительной стали в мире. Но почему мы создаём в принципе такую повестку? Для нас важно иметь не только своё собственное имя на этом рынке, но и представленность на нём всего российского бизнеса. Мы большей частью работаем с инфраструктурными проектами – железные дороги, порты, стадионы, - и это уже не просто стройка, это политика. Поэтому для нас важно, чтобы отношения между странами укреплялись на всех уровнях, а компании, занимающиеся промышленностью, сельским хозяйством, культурными проектами и т.д. включались в этот процесс.
В Таиланде есть огромные возможности, которых сейчас нет у других стран. Во-первых, это два миллиона россиян, ежегодно посещающих Таиланд. Во-вторых, ключевая ставка на уровне 1,5%. В-третьих, исторический контекст: мало кто знает, но эта страна никогда не была колонизирована, благодаря русскому царю, который в 1897 году отправил эскадру к её берегам и опубликовал послание ведущим державам о том, что Таиланд находится под протекцией Российской Империи. Сейчас там не поддерживают никакие санкции и ограничения против России, сохраняют нейтралитет, что тоже влияет на нашу общую экономику. В этом плане мне очень повезло, что в своё время внутри компании выпала возможность развивать именно это направление.
- А вы занимаетесь исключительно Таиландом или всей Юго-Восточной Азией?
У меня лично фокус на Таиланде, а вообще «Новосталь-М» работает в более чем 80 странах по всему миру. Ранее было свыше 100 рынков, сейчас мы не можем работать с Европой и США, но это в целом было порядка 7-8% от всего нашего объёма продаж. Таиланд – наш ключевой хаб в Юго-Восточной Азии, оттуда продукция уже распределяется по региону. В Латинской Америке роль такого хаба играет Колумбия. Ещё один ключевой регион для нас – Ближний Восток.
- Не может же быть всё настолько прекрасно! Какие риски есть в российско-таиландском проекте?
При выходе на любой рынок риски конечно же есть, но мы же вышли туда не сегодня и не вчера. Это большая работа, и я занимаюсь этим направлением уже более девяти лет, у меня уже есть определённая репутация на местном рынке. Российским партнёрам сейчас не нужно будет начинать с нуля, но период адаптации тоже будет, примерно год-два понадобится на то, чтобы заработать себе имя. Не будет такого, что мы сейчас съездили на Пхукет и вернулись сразу с контрактами. Доверие нужно заслужить.
- Насколько вероятен в ближайшем будущем выход таиландских инвесторов на рынок РФ?
Он не просто вероятен, это уже свершившийся факт, тренд, который можно и нужно развивать. К примеру, компания CP Group владеет в России уже сотнями тысяч гектаров земли, где развивает сельскохозяйственные проекты. При этом, только землёй и сельским хозяйством интересы гиганта не ограничиваются. Уже пять отелей строит крупнейший гостиничный оператор Dusit.
- На какие ещё проекты сегодня смотрят инвесторы из Таиланда?
Самые разные, рассматриваются и коммерческая и жилая недвижимость, и склады, производство. Но наиболее интересными, пожалуй, можно назвать многофункциональные проекты, включающие в себя и офисы, и квартиры, и ритейл. При этом важно, что проект должен быть уникальным с точки зрения локации, архитектуры. Знаковые объекты для российского рынка будут наиболее привлекательными и для инвестиций из Таиланда. В частности, есть интерес к башне One Tower от MR.
- Как будет выглядеть модель взаимодействия с таиландскими инвесторами?
Мы создаём инвестиционную платформу, которая объединяет в себе и фонд, и банк, и гарантии со стороны государственного аппарата. Будем ориентироваться на возможности и пожелания партнёров по отдельным нюансам и в целом модели участия – будет это через фонд, совместное предприятие или каким-то иным образом. Нужен индивидуальный подход. Здесь мы открыты для диалога, важно будет выработать максимально прозрачную и гибкую структуру сотрудничества, которая обеспечит всем участникам хорошую доходность и твёрдые гарантии. Глобально, развитие платформы до реализации конкретных инвестиционных проектов может занять несколько лет. Но первое, к чему я призываю девелоперов, — это показывать лучшие, самые знаковые проекты, чтобы вызвать интерес на старте. Мы хорошо понимаем российский рынок, и поверьте, нам есть, чем таиландских коллег удивить.
- Какие компании из Таиланда станут участниками Форума 26-28 ноября на Пхукете?
Это будут, во-первых, крупнейшие девелоперские компании, различные региональные застройщики, самые крупные гостиничные сети. От девелопмента мы ожидаем порядка 100 компаний.
- Почему раньше не возникало идеи сотрудничества России и Таиланда?
Идеи возникали, но до 2022 года не было такой острой необходимости, так как финансирование в РФ было относительно доступным.
- Каким вы видите будущее проекта, взаимоотношений?
Я вижу, что уже в следующем году объём экспорта с нашей стороны вырастет втрое. Есть огромный потенциал для создания российского кластера в Таиланде, который позволит нашим игрокам развивать бизнес в целом за рубежом. Российско-таиландское взаимодействие – это сплав компетенций, технологий, возможностей и желания работать. Сейчас важно закрепиться на этом рынке, чтобы весь имеющийся потенциал реализовать.