Повестка дня

Юлия Милостивая, руководитель отдела дизайна логистических комплексов РВБ (Wildberries & Russ): Дизайн как стратегия - взгляд на дизайн логистических пространств

Поделиться:

Логистические центры сегодня — это не просто места хранения, а сложный высокотехнологичный организм, «город в городе», где каждая деталь влияет на эффективность бизнеса. Маркетплейсы уделяют все больше внимания проектированию этих пространств, потому что именно от их устройства зависят безопасность, скорость операций и в конечном счете — удовлетворенность покупателей. Как нестандартные дизайнерские решения помогают оптимизировать складские процессы и формировать культуру заботы о тысячах людей, разбираемся на примере РВБ (Wildberries & Russ).

Дизайн для складов — про что это?

Дизайн для логистики одно из стратегических направлений Объединенной компании Wildberries & Russ. Специалисты тщательно продумывают каждый элемент логистического объекта: от проектирования пространств, интерьерного и графического дизайна до разработки навигации и визуальных коммуникаций. Все это влияет на то, сколько шагов за день сделают исполнители, насколько быстро найдут нужное место хранения, как сильно устанут, восстановятся ли в перерыве.

Мы в этом смысле работаем над архитектурой человеческого опыта и хотим, чтобы этот опыт был положительным, бесшовным, позволял исполнителям выполнять больше операций, а уставать меньше.

Дизайн в этом случае воспринимается не как элемент эстетики, а как инструмент управления операциями. Разрабатывая концепции, специалисты компании исходят из операционных задач и потребностей людей. Архитектурная и дизайнерская концепции выстраиваются уже под эти процессы. Мы регулярно проводим исследования, выезжаем с командой на наши объекты, сами проходим опыт исполнителей. Потому что для качественных изменений нам нужно протестировать все на себе, походить, так сказать, в их кроссовках.  

Чтобы быть более объективными и правильно приоритизировать задачи, команда регулярно замеряет NPS (Net Promoter Score) среди исполнителей. Это позволяет понять, насколько они удовлетворены условиями, и выстроить план действий на основе полученной обратной связи.

Примеры эффективных решений РВБ

Было крайне важно найти баланс между информативностью и минимизацией отвлекающих факторов для обеспечения комфортной среды. Мы поняли, что не нужно весь склад обвешивать информационными и навигационными табличками: это небезопасно и перегружает визуальный канал. Логистический комплекс — это место, где постоянно перемещаются грузы по 600–800 кг и больше. В условиях такой интенсивной работы даже незначительное отвлечение, например, яркий плакат или знак, может привести к нарушению правил безопасности.

Одним из первых решений стала единая схема склада, размещенная на стенах каждого блока — она облегчила адаптацию новичков. А вот с помощью больших белых кубов, которые видно из любой части комплекса, была сделана навигация для обозначения операционных зон.

Параллельно велась работа над общественными пространствами и униформой. В условиях высокой посещаемости требовались не только эстетичные, но и износостойкие материалы. Особое внимание было уделено санузлам, поскольку в часы пик их загруженность сопоставима с проходимостью в общественных местах в аэропортах. В этом случае компания пошла на нестандартный шаг: приобрела очень дорогую сантехнику из нержавейки. Такое решение показалось наиболее оптимальным в долгосрочной перспективе.

Перемены не заставили себя долго ждать. В целом, когда мы через год провели повторное исследование удовлетворенности сотрудников по индексу NPS, по которому мы оцениваем такие параметры, как удобство получения информации, удовлетворенность навигацией, корпоративным транспортом, питанием, оборудованием, атмосферой, униформой и отношением со стороны компании, мы увидели ощутимый рост — показатель увеличился на 36 процентных пунктов.

Психология цвета и света 

Особое внимание в РВБ уделили цветовым и световым решениям. Например, в рабочих зонах преобладает холодный свет, помогающий сохранять концентрацию. В столовых, наоборот, добавили в отделку дерево, сделали теплый свет, который способствует расслаблению.

В раздевалках нужно было решить другую задачу: чтобы люди быстро зашли, переоделись и вышли. Поэтому специалисты компании сделали эти пространства нейтральными с использованием холодных оттенков — белого, серого, оставив яркие акценты только на потолке.

Даже корпоративный фиолетовый цвет постарались использовать дозированно, чтобы не перегружать им визуальный ряд. Людям, которые уже на складе, не нужно напоминать, где они находятся. Здесь брендинг работает несколько по иному принципу, нежели в наружной рекламе, например, где важно выделиться среди конкурентов. Поэтому мы поняли, что люди хотят отдохнуть от этого интенсивного цвета, и результаты опроса по униформе дали нам понять, что исполнители устают от обилия фиолетового в рабочей среде.

Дизайн как язык уважения и заботы о людях

Дизайн пространства — это не про стены, сантехнику и отделку, а про формирование определенной культуры поведения. Я верю в то, что если поменять условия, то люди будут по-другому относиться к пространству и месту своей деятельности. Известна теория разбитых окон — ее суть заключается в том, что поддержание порядка в мелочах помогает предотвратить более крупные нарушения. Непорядок как бы «заражает», и наоборот — если ты находишься в чистом пространстве, то смотришь и думаешь: «Никто не оставил здесь беспорядок, а я что, оставлю?» И эта теория работает.

В условиях высокой конкуренции за персонал качество рабочей среды становится реальным конкурентным преимуществом. На логистические объекты приходят самые разные люди: с разным образованием, опытом, вероисповеданием, менталитетом, и все они «варятся» в одном пространстве. И философия заключается в том, чтобы каждый человек чувствовал себя частью системы, понимал ценность своего вклада и видел, что компания о нем тоже заботится.

Эффект от изменений в дизайне не всегда можно точно рассчитать, но он чувствуется и приносит результат. Именно лояльность и удовлетворенность тех, кто ежедневно трудится в компании, создает фундамент для будущего роста.

Назад
Загрузка...